Что согласно дуэльному. Виды дуэли. Потому что вы высмеяли его шляпу

Для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение, так как до эпохи массового промышленного производства каждый экземпляр оружия имел выраженные индивидуальные особенности, и один из дуэлянтов мог получить серьезное преимущество. Противники приезжали на поле чести каждый со своей парой пистолетов, свидетельствовали честным словом, что оружие не пристреляно, затем жребием определяли, из чьих пистолетов стреляться.

В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

Неподвижная дуэль.

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

Подвижная дуэль с барьерами.

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль на параллельных линиях.

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

Неподвижная дуэль вслепую.

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
«Приставить пистолет ко лбу».
Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
"Дуло в дуло".
Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
«Через платок».
Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.

Вуди Аллен и Гарольд Гулд на съемках фильма «Любовь и смерть». 1975 год ebay.com

У каждого дворянина существовало представление о дуэльной норме, каждый знал, как «положено» делать вызов и принимать его, в каких случаях можно принять извинение и не доводить дело до поединка, а если он неизбежен — какое выбрать оружие, как вести себя на поле чести и так далее. Но в жизни в идеальные схемы всегда вмешиваются случайные обстоятельства, внешние силы, собственные слабости или амбиции. В реальных дуэлях норма реализуется с допущениями, поправками, а иногда и с прямыми нарушениями общепринятых правил, хотя, так или иначе, с оглядкой на них.

Естественно, Лермонтов прекрасно знал неписаный кодекс дуэльных правил, что, однако, не значит, что он сам в жизни, а уж тем более его герои, вел себя по правилам. Ни одна из лермонтовских дуэлей (ни биографических, ни литературных) не была образцовой. Но все они были проведены и восприняты на фоне нормы, общеизвестной тогда, а впоследствии подзабытой.

1. Убедитесь, что ваша честь (или честь тех, за кого вы в ответе — жены, родителей, подчиненных или крепостных) оскорблена. Вызвать дворянина на дуэль может только дворянин: обиду от царя можно стерпеть, обнаглевшего купца — сдать в полицию, охамевшего слугу — прибить палкой. На дуэли вы должны продемонстрировать, что честь для вас превыше всего — и жизни, и почти неизбежного наказания. Всем очевидно: без этого вы не сможете быть полноправным членом благородного общества.

2. Нанесите формальное оскорбление, запустив тем самым ритуал дела чести и обозначив, что конфликт перешел допустимые границы. Сделайте это словом («Сударь, вы подлец/хам/негодяй/трус/лжец/мальчишка/молокосос/глупец/дурак/невежа») или, жестче, делом, показав, что вы относитесь к сопернику как к неблагородному человеку, которого можно и ударить. Но это должно быть не насилие, а знак насилия: пощечина, удар перчаткой, бросок перчатки в лицо, особенно унизителен удар тростью. После этого никакие извинения уже невозможны; обидчик может сказать только что-то вроде: «Дело не может этим окончиться», «Вам это даром не пройдет», обозначив, что делает вызов. Покидайте общество, перепоручив все переговоры секундантам. Не бравируйте словами «дуэль» или «сатисфакция» — достаточно сказать что-то вроде: «Мой друг капитан NN будет у вас завтра в полдень» или «Я живу там-то и по утрам всегда дома».

3. Обдуманно выберите секунданта: приглашение — это знак доверия, от него трудно отказаться, поэтому нужно звать того, кто точно справится. Секунданты отвечают за все: за соблюдение правил поединка и равенство соперников на поле боя; за соответствие условий дуэли серьезности нанесенной обиды, чтобы благородный бой не превратился ни в посмешище, ни в бойню; за то, чтобы дуэль не привлекла лишнего внимания; наконец, потом они будут отвечать перед законом вместе с дуэлянтами. Помните, первое, что сделает секундант, — попытается использовать все благородные возможности, чтобы предотвратить дуэль. Если у вас и соперника нет подходящих секундантов или вы не хотите обрекать никого на наказание, можете договориться об условиях самостоятельно или позвать кого-нибудь в последний момент в качестве ассистента.


Сцена дуэли Онегина и Ленского в опере «Евгений Онегин». 1947-1953 годы Мультимедиа-арт-музей

4. Пусть секунданты договорятся о времени. Если оскорбление произошло публично, то любое промедление может быть расценено как трусость. Но если ссора хранится в тайне, то соображения осторожности и подготовка к поединку могут потребовать отсрочки в несколько дней. Если лето — деритесь на рассвете: в эти часы служащие служат, а неслужащие спят. Если зима — деритесь после полудня.

5. Пусть секунданты договорятся о месте. Поезжайте на природу, туда, где нет лишних глаз. Если вы петербуржец, вам подойдут Черная речка или Волково поле, если москвич — Сокольники или Марьина Роща. Там надо найти удобную просторную поляну, на которой ни один из соперников не получит преимущества. Главное — будьте начеку: выезд серьезной компании ни свет ни заря в незнакомую местность вызывает подозрения у властей.

6. Пусть секунданты договорятся о результате. В зависимости от того, насколько серьезно оскорбление, можно постановить, что поединок будет прекращен по прошествии определенного времени или после обмена определенным числом выстрелов. Бой можно вести до первой крови или раны, до невозможности продолжать его, наконец, до смертельного результата — хотя такое условие на самом деле чистая бравада: ни один секундант не позволит драться серьезно раненному принципалу.

7. Пусть секунданты договорятся об оружии: обычно его выбирает оскорбленный. Выбирайте огнестрельное оружие, если вы сильно задеты, холодное — если не очень. Если вам навязывают драку на шпагах, а вы не умеете фехтовать, нет ничего зазорного в том, чтобы отказаться: мастерство — преимущество, уместное на поле брани, но не на поле чести. А вот оснований для отказа от пистолетов быть не может. Если вы выбираете шпаги (студент может выбрать рапиру, гусар или улан — саблю), то велик шанс, что дело кончится царапиной или раной. Пистолеты уравнивают противников в шансах, а ужесточение правил, например стрельба через платок, ставит исход дуэли в прямую зависимость от случая.


Дуэльный пистолет. 1815-1820 годы The Metropolitan Museum of Art

8. Гладкоствольные, заряжающиеся со ствола дуэльные пистолеты приобретайте парами в оружейных магазинах: самые распространенные — французские (лепаж), немецкие (кухенрейтер), бельгийские. По своим боевым качествам, надежности и точности они заметно уступают нарезному оружию, но идеально подходят для дуэли, уравнивая шансы соперников. В идеальном случае оба секунданта привозят по паре пистолетов и уже на месте жребием решают, какая пара пойдет в дело первой, а какая — в случае необходимости, для второго обмена выстрелами. В реальной жизни не всегда есть возможность найти не только две, но даже и одну новую пару; если так, одолжите пистолеты у друзей — пусть даже боевые армейские (тульские), лишь бы одинаковые и не пристрелянные: стрелять на дуэли из пристрелянного пистолета — это убийство. Из личного оружия вы можете стрелять, только если серьезно оскорблены и хотите подчеркнуть, что свою честь защищаете тем же оружием, что и Отечество.

9. Приведите дела в порядок. Будьте готовым, что с дуэли вы отправитесь не домой, а в могилу, в лазарет, в крепость или на Кавказ. Благородный человек не оставит после себя неоконченные дела или неоплаченные долги. Для них может потребоваться отсрочка в несколько дней, о ней похлопочут секунданты. Впрочем, помните: человек с делами и долгами не может позволить себе ссоры. Оскорбить кого-то, а потом просить отсрочки — недостойно. Пусть секунданты договорятся о расстоянии между соперниками: изменить на месте его будет нельзя. Расстояние свыше пятнадцати шагов (без сближения) считается большим — выбирайте его, если миролюбиво настроены. Расстояние от восьми до пятнадцати шагов считается нормальным, оно допустимо и для дуэли формальной, и для смертельной. Если вы настроены серьезно, назначайте расстояние меньше восьми шагов (обычно три). При нем ваш единственный шанс остаться в живых — это выстрелить первым так, чтобы соперник даже еще не успел навести оружие. Этот шанс бесконечно мал, так что готовьтесь, что и вы, и соперник будете смертельно ранены или убиты.

10. С толком проведите ночь перед поединком. Если вы романтик, размышляйте о бренности бытия, пишите завещание, стихи, письма родным или любимой женщине, приводите в порядок бумаги. Если вы суеверный, ничего этого не делайте: готовиться к смерти — значит накликать ее.

11. Оденьтесь правильно: прилично, но не в официальный или парадный мундир. Небрежность в одежде — вызов противнику и неуважение к ритуалу. Одежда не должна защищать от удара, поэтому фехтовать вы будете в одних рубашках или с обнаженным торсом, а стреляться, сняв часы, кошельки, пояса и все, в чем может застрять пуля (кроме нательных крестов и медальонов).


Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон». 1975 год Photo by Moviestore Collection / Rex Features / Fotodom

12. Если вам может понадобиться врач, захватите его по пути на дуэль, но никогда не договаривайтесь заранее: врач обязан сообщить о готовящейся дуэли в полицию.

13. Не опаздывайте: опоздавший считается уклонившимся от боя. Если вы не смогли явиться вовремя по непредвиденным и объективным обстоятельствам, то дуэль откладывается и соперники получают дополнительную возможность для примирения.

14. Приступайте к поединку.

15. Если вы фехтуете и ранены, пусть ничтожно, бой останавливается. Если вы не можете продолжать бой, дуэль объявят оконченной независимо от вашего желания. Если продолжительность боя была ограничена по времени или количеству схваток, то после истечения установленного времени секунданты должны прервать бой, развести соперников и объявить дуэль оконченной. Однако если кровь так и не пролилась, вы прослывете трусами, поэтому изъявите готовность продолжить бой — это защитит вас от обвинений. Если вы или ваш соперник устали, секунданты имеют право остановить бой — он будет продолжен на следующий день на тех же или более жестких условиях. После длительной и безрезультатной фехтовальной дуэли вы или секунданты можете предложить сменить шпаги на пистолеты.

16. Пистолеты заряжаются на месте. Стреляться можно либо по команде одновременно, либо по очереди, либо в любой момент по желанию после команды секундантов «Стреляйте!». В последнем случае у вас появляется выбор между возможностями опередить соперника или прицелиться точнее, однако все равно многое определяет расстояние: при большом можно промахнуться, и тщательно прицелившись; при малом, даже не прицеливаясь, велик шанс, что оба соперника успеют убить или смертельно ранить друг друга.

17. Также вы можете стреляться не с места, а со сближением. Секунданты отметят для вас и вашего соперника по два барьера. Между ближними барьерами расстояние не будет превышать десять шагов, дальние будут отстоять от ближних шагов на десять-пятнадцать; вас и соперника поставят к дальним. По команде «Сходитесь!» или «Сближайтесь!» вы можете двигаться в сторону противника до ближнего барьера или оставаться на месте, прицеливаться и стрелять. Если вы выстрелите первым и промахнетесь, соперник сможет призвать вас: «К барьеру!» Ни в коем случае не пытайтесь идти и целиться одновременно: вы выстрелите на полпути и на полуприцеле, когда не сможете выдерживать напряжения. Если вы неопытны, но осторожны, не сходите с места и цельтесь получше, надеясь на верность руки и надежность пистолета. Опытный дуэлянт быстро подойдет к своему барьеру и спровоцирует противника на неподготовленный выстрел, а затем вызовет к барьеру и расстреляет в упор.


Обелиск в Пятигорске на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Фотография Ивана Шагина. 1950-е годы Мультимедиа-арт-музей

18. Вы можете решить для себя, хотите вы стрелять насмерть (целя в сердце, голову, живот) или до крови (в руку, ногу). Если вы по каким-то причинам не хотите стрелять в соперника, вы можете отказаться от выстрела или выстрелить «на воздух», но это нельзя делать первым. Благородно выдержать выстрел и после этого отказаться от своего и принести извинения, однако соперник не обязан эти извинения принимать, и поединок может быть продолжен.

19. После каждого обмена выстрелами вы возвращаетесь на исходные позиции и жребий бросается заново. Правила остаются теми же, но могут быть ужесточены, если, например, соперники считают, что им помешала погода. После обмена выстрелами также могут быть принесены и приняты извинения.

20. Завершайте спор, ритуально обозначая окончание дела чести. Если ваш соперник убит, его секунданты объявят, что вы действовали благородно и по правилам, или же ограничатся констатацией смерти и вежливым обменом поклонами с противниками. Если вы или ваш соперник ранены, то будет оказана первая помощь, при этом поединок объявят завершенным. Если и вы, и ваш соперник остались в живых, то вы примиряетесь, если искренне — то со взаимными извинениями. Если причина ссоры была серьезной и вы не склонны к извинениям, то примиряться за вас будут секунданты: они объявят, что соперники исполнили свой долг и достойным поведением на поединке подтвердили свое благородство.

21. Если все хорошо, отправляйтесь в ресторан. Пейте шампанское. 

Как происходила дуэль и чем дуэлировали

Правила дуэлей (Дуэльный кодекс Дурасов Василий Алексеевич)

Прежде всего, дуэль – занятие дворян, простолюдины и разночинцы к ней касательства иметь не должны, причём занятие равных по положению и статусу дворян. По «Дуэльному кодексу Дурасова» 1912 года, оскорбления бывают:

Первой степени – задевающие самолюбие и нарушающие приличия (видимо косой взгляд, в кодексе не уточняется что именно).

Второй степени – задевающие честь (жесты, ругань).

Третьей степени – обычно оскорбление действием (от раны, до удара или броском перчатки, достаточно касания).

Если есть отягчающие обстоятельства: оскорблена женщина или немощный – тяжесть автоматически повышается на степень, если наоборот – тяжесть понижается.

Оскорблённый выбирает оружие, в зависимости от тяжести оскорбления может иметь привилегии (при оскорблении действием может назначать расстояния, драться своим оружием, выбрать тип дуэли и т.д.).

Если кто-то не может драться, то его может подменить родственник или заинтересованный человек.

Одна ссора – одна дуэль.

ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО СЕЙЧАС – за клевету журналиста, если тот недоступен – дуэлирует редактор или хозяин листка, где напечатан пасквиль.

Дуэли делятся на:

Законные (по правилам на пистолетах, шпагах или саблях);
- исключительные (имеющие отклонения от кодекса в условиях);
- по секретным мотивам (не хотят выносить сор из избы, но продырявить друг друга готовы).

Секунданты назначаются из достойных, из них же суд чести – трое решают спорные вопросы, секунданты могут убить нарушившего правила дуэли.
Получив оскорбление, оскорблённый должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами. Далее общаются через секундантов.

Перед дуэлью составляется «Протокол встречи», где описывают как пройдёт дуэль и «Протокол поединка» - как прошла (в кодексе есть бланки, не шучу).
На поединке нельзя говорить, издавать лишние звуки кроме «Ёптваю мать!» после попадания или укола, нарушать приказы руководителя дуэли(!), нарушать команды «стой», «стреляйте», «1,2,3».

Для шпаг выбирают аллею широкую и длинную, для пистолетов открытую местность.

Лучше раздеться до пояса, но можно и в одежде, проверенной на защиту.
На шпагах дерутся либо, имея возможность скакать вокруг и около, либо левые ноги ставят на указанную точку и пыряют друг дружку, отход на три шага – поражение. Можно биться до упора, можно с перерывами по 3-5 минут на раунд. Дерутся той рукой, какой привыкли, менять нельзя.

Шпаги либо свои, либо чужие, одинаковой длины, секундантам иметь слесарный инструмент для срочного ремонта, включая тиски и напильники (не шучу).

Куча правил типа выбил оружие, упал, ранил – добивать нельзя, иначе проиграешь, чуть что громко ори и защищайся, а атаковать уже нельзя, в общем, нарушил что-то - накажут.

Пистолетная дуэль на 25-35 шагах в Европах, 10-15 в России.

Шесть типов законных пистолетных дуэлей:

1. Дуэль на месте по команде: стреляют с 15-30 шагов стоя после команды: «один», но не позже «три».
2. Дуэль на месте по желанию: стреляются с 15-30 шагов после команды «стреляйте» как хотят, могут стоять спинами и разворачиваться.
3. Дуэль на месте с последовательными выстрелами: стреляют с 15-30 шагов определив кто первый жребием.
4. Дуэль с приближением: сходятся с 35-45 шагов до барьера (отметки) с расстоянием между барьерами 15-25 шагов, стрелять можно сразу как поступит команда «сближайтесь». Стрелять на ходу нельзя, остановился и выстрелил раньше барьера, стой жди на том же месте, противник может подойти к самому барьеру.
5. Дуэль с приближением и остановкой: те же расстояния, но можно стрелять на ходу, после первого выстрела все замирают как кролики и стреляют с места остановки.
6. Дуэль с приближением по параллельным линиям: идут навстречу друг другу по параллельным линиям, на расстоянии 15 шагов, стрелять сходу нельзя.

Во всех дуэлях имеется ограничение по времени на второй выстрел.

Руководитель дуэли верховодит действом, следит за заряжанием оружия секундантами или специально приглашённой прима-балериной от заряжальщиков, как они расшаркиваются при начале, во время и после, строча доносы в офицерское собрание(!)

Выстрелов дают обычно два, осечка как правило считается за выстрел (даже исправный кремнёвый замок высокого качества изготовления на 100 выстрелов давал 15 осечек).

Можно выпендриться: выстрелить в воздух, это законно только второму, первому нельзя, хотя так делали, если выстрелить в воздух первым и второй так сделает – проиграл первый, а второй может в него стрелять, не попадёт – не накажут.

Нельзя говорить, рыгать, пукать – посчитают недостойным и засчитают проигрыш.

Условия дуэли на саблях одинаковы с условиями дуэли на шпагах. Единственное различие заключается в том, что дуэль данного рода оружия может происходить на прямых или кривых саблях. В первом случае противники могут рубить и колоть, во втором только рубить. (Ремарка: полез искать «прямую саблю», нашёл «прямая сабля кавалериста, пять букв - палаш». Или я что-то не знаю или палаш стал прямой саблей или сабля кривым палашом, но спишем это на шок, поди Дурасов-то разбирался в «прямых саблях» получше нашего).

Вот такие правила, вкратце. Надо только понимать, что как сказано в «Пиратах Карибского моря» - «Пиратский кодекс» не свод законов, а рекомендованные понятия». Тут так же – хотите дуэлировать на двуручниках – никто не запрещает, дело ваше «благородное». Под конец ХХ в. стрелялись на десяти шагах из «морских» Кольтов – осадная артиллерия, в Первую мировую и Гражданскую из Маузеров и Наганов. Рекомендации они на то и рекомендации, чтобы не исполнять, главное найти таких же сумасшедших единомышленников.

Сумасшедшие находились регулярно, поэтому не описанные в кодексе, но приключавшиеся «исключительные» дуэли:

1. На благородном расстоянии: назначение расстояния свыше 15 шагов, вероятность результативного исхода была невелика. Между тем, именно при изначальной удалённости в 20 шагов от своего противника был смертельно ранен Александр Пушкин.
2. Неподвижная дуэль вслепую: противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
3. Приставить пистолет ко лбу: чисто русский вариант, противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
4. Дуло в дуло: чисто русский вариант, условия аналогично предыдущим, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
5. Через платок: поединок со стопроцентно смертельным исходом назначался в исключительных случаях. Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. Заряжен был только один пистолет.
6. Дуэль в могиле: стрелялись на расстоянии не более десяти шагов, почти 100% смертельный исход для обоих.
7. Американская дуэль: самоубийство по жребию. Соперники тем или иным образом бросали жребий, и тот, на кого он выпадал, был обязан в течение какого-то непродолжительного времени покончить с собой. К «американской дуэли» прибегали чаще в тех случаях, когда не было возможности устроить традиционный поединок (из-за юридических запретов, слишком неравного положения соперников, физических ограничений), но при этом оба соперника считали, что разногласия можно решить только смертью одного из них.

Как вариант дуэли «русская рулетка» с одним патроном в барабане, а бывало из барабана вынимали всего один патрон. Называется она ещё гусарская рулетка, также сопрано, хотя есть большие сомнения как в русском происхождении этого явления (первое упоминание в 1937 году в статье «Русская рулетка» в американском журнале «Collier’s Weekly»), так в его широком применении из-за отсутствия документальных источников. Есть ряд нестыковок, в частности в статье описываются русские офицеры в Первую мировую, но число патронов Нагана 7 шт. (сам в шоке, перепроверил, тоже думал, что 6), а там описывается, револьвер с 6 патронами, поэтому возможно «русская рулетка» не такая уж и «русская».

Оружие дуэлей

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом - курковые однозарядные пистолеты. Страшное оружие - однозарядный, снабжённый кремнёвым или капсюльным замком дуэльный пистолет - в руке опытного стрелка оставляло мало шансов противнику. Различия боевого опыта, моральных и физических качеств участников никогда не делали дуэль абсолютно равной. Утверждение, что одинаковые пистолеты давали равные шансы дуэлянтам во время поединка, верно только в сравнении с более древними орудиями выяснения отношений типа шпаги или сабли. В середине XVIII века дуэли на пистолетах становятся наиболее распространёнными, окончательно сложился и внешний облик дуэльного оружия. Прежде всего, следует отметить, что пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались, за исключением цифр «1» и «2» на элементах конструкции. Для исключения недоразумений секунданты привозили на дуэль два ящика с пистолетами. В XVIII и в первой трети XIX века пистолеты снабжались кремнёвым, так называемым «французским батарейным» воспламенительным замком, который изобрёл механик и литератор шевалье де Обиньи. Этот замок был усовершенствован великими английскими оружейниками Джозефом Ментоном, Джеймсом Перде, Чарлзом Ланкастером, Харви Мортимером, Генри Ноком и являлся весьма прогрессивным для своего времени механизмом. Принцип его действия был достаточно прост и во многом напоминал обычную зажигалку. В жёстких губках курка зажимался кусочек специально заточенного и отбитого кремня. Напротив него располагалось стальное огниво, под ним находилась так называемая «полка» с мелким затравочным порохом. При нажиме на спусковой крючок курок с кремнём сильно бил по огниву, полка автоматически откидывалась и на порох сыпался яркий пучок искр. Через специальное затравочное отверстие в казённике ствола огонь попадал внутрь и воспламенял основной заряд. Следовал гулкий, раскатистый выстрел. Однако у кремнёвых пистолетов имелись некоторые недостатки: прежде всего яркая вспышка пороха на полке и облачко дыма мешали точности прицела. Несмотря на изобретение англичанами специального «водонепроницаемого» замка, стреляться в дождливую, сырую погоду было крайне рискованно, ибо влага подмачивала порох на полке и часто приводила к осечке, а осечка по суровым правилам дуэли приравнивалась к выстрелу.

На ударно-кремнёвых замках со временем появился предохранительный взвод курка, или полувзвод: стрелок взводил курок до половины, при этом шептало спускового механизма попадало в глубокий поперечный вырез лодыжки курка, и спусковой крючок блокировался. Для выстрела курок нужно было взвести на боевой взвод, при этом шептало входило во второй, менее глубокий вырез боевого взвода, с которого курок уже мог быть спущен нажатием на спусковой крючок. Это стало необходимо, в том числе, благодаря появлению первых (дульных) патронов, созданных с целью повышения скорострельности военных с дула заряжаемых ружей. При использовании такого патрона его бумажная оболочка использовалась в качестве пыжа над пулей, поэтому порох сначала отсыпали на полку замка, а лишь потом высыпали в ствол. Если бы курок оставался во время досылания пули в ствол на боевом взводе, мог бы произойти случайный выстрел, который неминуемо закончился бы тяжёлой травмой стрелка. До появления дульных патронов порох для безопасности обычно насыпали из пороховницы сначала в ствол, а лишь потом на полку.

Первые предохранительные устройства в их современном виде появились ещё при ударно-кремнёвых, и даже колесцовых замках. На дорогих кремнёвых охотничьих ружьях и винтовках имелся предохранитель в виде расположенного на замочной доске позади курка движка, который в переднем положении фиксировал курок на полувзводе, так, что тот не мог быть не только спущен, но и взведён на боевой взвод. Это обеспечивало полную безопасность при ношении заряженного оружия. У колесцового замка предохранитель обычно имел вид расположенного в задней части замочной доски флажка, который в заднем положении не давал спустить взведённый курок, блокируя шептало. Такой же предохранитель могли иметь и наиболее дорогие варианты фитильных замков.

В начале XIX века скромным шотландским священником из округа Белельвью Александром Джоном Форсайтом был совершён поистине революционный поворот в истории огнестрельного оружия. Он изобрёл принципиально новый воспламени тельный замок, который впоследствии назовут «капсюльным». Смысл новации сводился к тому, что теперь на затравочной полке воспламенялся не порох, а специальный химический состав. Позднее загорающийся от удара состав поместили в медный колпачок-капсюль, надеваемый на стальной стержень - брандтрубу, по которой огонь мгновенно уходил в ствол.

Дуэльная пара помещалась в изящном ящике вместе с принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов - отвёртки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Секунданты противников на глазах друг друга, ревниво следя за всеми тонкостями, отмеривали равное количество пороха, заботливо обертывали свинцовую пулю специальным кожаным пластырем и при помощи шомпола заколачивали в ствол ударами молоточка. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10- 12 г. Чёрного дымного пороха клали 3-8 г. По правилам разрешалось применять как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы они были совершенно одинаковые. Все дуэльные пистолеты имели прицельные приспособления. На самых ранних образцах прицел и мушка были неподвижными, как у армейского оружия. Позже появились регулируемые прицелы - мушка по горизонтали, целик - по вертикали, для корректировки линии прицеливания. Иногда спусковой механизм пистолета снабжался особым смягчающим усилие спуска устройством - шнеллером, однако большинство дуэлянтов предпочитало обычный «тугой» спуск. Объясняется это просто - в волнении, не совладав с собственным пальцем, стрелок мог дать непроизвольный, случайный выстрел мимо цели. И без шнеллера пистолет позволял произвести очень точный выстрел.

Известный историк оружия Ю.В. Шокарев в одной из своих статей рассказывает, что «в середине прошлого века экспертная комиссия, изучавшая все обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльного пистолета и мощного армейского ТТ. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. А ведь большинство дуэлей происходило на расстоянии 15 шагов…» Некоторым невольникам чести случалось стреляться и на 6 шагах. Однако следует сказать, что в особых, абсолютно исключительных случаях секунданты противников, не желая смерти друзьям, допускали по взаимному уговору некоторые вольности при заряжании пистолетов. Самым невинным был двойной или даже тройной заряд пороха: пистолет при выстреле сильно подбрасывало и пуля летела мимо цели.
«Криминальным» с точки зрения кодекса чести было простое неопускание пули в ствол, что так хорошо описал М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени».

Пистолеты можно было купить без особого разрешения полиции в любом крупном оружейном магазине или непосредственно у оружейного мастера. Лучшими считались изделия английских оружейников, но… в 1840 году в Англии по инициативе пэров, адмиралов и генералов было создано общество, члены которого клятвенно обязались не принимать более участия в дуэлях. Таким образом, под воздействием британской элиты, протестующей против дуэлей, поединки были отвергнуты и все конфликты разрешались в суде.

С этого времени изготовление дуэльных пистолетов в Англии практически прекратилось, а оружейники переключились на создание спортивного, дорожного и охотничьего оружия. Пальма первенства перешла к французским и немецким мастерам. Пистолеты покупали во всех европейских столицах и даже выписывали по почте. Надо ли говорить, что дуэльные гарнитуры всегда отличались особо тщательной выделкой. Эти совершенные механизмы убийства украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из выдержанного комля итальянского ореха, чёрного дерева или карельской берёзы. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в чёрный, коричневый или голубой цвета. Рукояти пистолетов покрывались красивыми желобками - каннелюрами. В декоре часто использовали арабески и гротеск - стилизованные орнаменты из цветов и растений, причудливые изображения полулюдей-полуживотных, загадочных масок, ликов сатиров, мифических чудовищ и листьев аканта. Дуэльные пистолеты стоили дорого, но кто бы посмел торговаться, приобретая орудие чести.

Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы, например «морской» Кольт. Дуэль на винтовках и ружьях была популярна в Америке и Мексике, «американская» дуэль состояла в том, чтобы вдвоём или группой войти в дом, в лесок, ущелье, найти там противника и посмотреть что получится. Это уже совершенно дикий вид дуэли, скорее не дворянской, а простолюдинов.

Шпага (от итал. Spada) – напрямую происходящее от полутораручного меча длинноклинковое колюще-рубящее или колющее оружие с длинной клинка 1000 мм и более, прямое, в ранних конструкциях с одним или двумя лезвиями, более поздних с гранёным клинком, а так же характерным развитым эфесом сложной формы с защитной дужкой, весом от 1 до 1.5 кг. Шпага появилась, как многие виды меча в Испании в 1460-х годах. Постепенно меч облегчался и превратился в шпагу, бывшей поначалу всего лишь лёгким мечом с несколько усложнённым эфесом, позволяющим не носить латную перчатку. Шпагой изначально рубили, лишь со временем она стала преимущественно колющим оружием.

То, что можно назвать боевой шпагой является рейтарским мечом, распространённым у бронированных всадников-рейтар (от нем. Schwarze Reiter - «чёрные всадники»), они предпочитали не врубаться после стрельбы в строй пехоты как кирасиры, а планомерно расстреливать пехотуру из пистолетов. Вспомогательным оружием у них был меч, так как большинство рейтар были из Южной Германии, знаменитые на всю Европу легендарные наёмники дали имя и своему мечу. Рейтарский меч (нем. Reitschwert («меч всадника») – колюще-рубящее оружие с прямым клинком, общая длина – 1000-1100 мм, длина клинка – 850-950 мм, ширина клинка – от 30 до 45 мм, ширина крестовины – 200-250 мм, вес от 1100 г. до 1500 г., встречаются ранние образцы весом до 1700 г. Был наиболее популярен в кавалерии XVI века, в основном им пользовались как мечем, причём более рубящим, чем колющим.

Рапира или гражданская шпага с прямым клинком длиной около 1100-1300 мм, вес около 1.5 кг знакома нам по фильмам о мушкетёрах, где они вынуждены от незнания режиссёров размахивать ей и колоть как более поздними образцами. На самом деле фехтование такой рапирой было довольно бедным, колющий выпад, несколько простых защит, скорее уклонений, клинками звенели редко и пара основных рубящих ударов, например «мужицкий», когда шпагой ухваченной двумя руками наносили удар со всей дури. Примерно этому учили мушкетёров, чьи фехтовальные навыки были крайне бедными, во времена д’Артаньяна фехтовать считалось зазорно, ты должен был выиграть за счёт силы, рубя, иное считалось непорядочным. Стреляли мушкетёры плохо (фитильный мушкет они не носили, предпочитая за свои деньги покупать ружья), фехтовали ещё хуже, но порой только со шпагами врывались на бастионы, внушая заслуженный ужас, впрочем, как и гвардейцы кардинала, ничем им не уступавшие. А в основном мушкетёры занимались разгоном крестьянских восстаний и политическими арестами, для чего им рапиры вполне хватало. Вышла из употребления в XVII веке, применялась часто в паре с кулачными щитами, затем дагами (кинжалами).

Короткие шпаги (англ. Small sword «малый меч») колющее оружие с прямым клинком длиной около 800 мм, общая длина около 1000 мм, вес 1-1.3 кг. Могут быть как с лезвиями, так исключительно гранёными с заточенным остриём. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр. Academie d"Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии почти вытеснил другие типы шпаг. Это как раз знакомые нам по более поздним временам шпаги, которыми обладали офицеры, иногда солдаты, разумеется дворяне, согласно статусу, она позже полагалась студентам университетов или их выпускникам, была отличием статуса гражданских чиновников и постепенно выродилась в церемониальное оружие, используемое до сих пор и спортивные шпаги и рапиры.

Сабля в её привычном понимании появилась в VII веке у тюркских народов как результат модификации палаша, первые сабли найдены в куруке у с. Вознесенки (ныне г. Запорожье). Сабля (венг. szablya от венг. szabni - «резать») рубяще-режуще-колющее клинковое холодное оружие со средней длиной изогнутого односторонней заточки клинка 80-110 см, с массой 0.8-2.6 кг. Сабля появилась, как идея уменьшить вес клинка при тех же рубящих способностях, за счёт уменьшения площади контакта и в целом с задачей справляется. Как бонус при небольшом изгибе появилась возможность наносить резаную рану, что значительно увеличивает шансы к быстрому выведению противника из строя за счёт большой кровопотери.

В странах Центральной и Западной Европе сабли не распространены до второй половины XVI века, признание они получили в XVIII-XIX веках, а в основном использовались мечи и шпаги. В XVII-XVIII веках под восточноевропейским влиянием сабли распространяются по Европе и являются кавалерийским оружием, ими вооружают гусаров, драгун и конных гренадёров. Они происходили от сабель польско-венгерского типа. Во время Египетского похода французы ввели моду на сабли мамлюкского типа, а казаки, щеголявшие с таким популярным оружием в Париже только усилили её. Сабли стали применяться повсеместно в европейских армиях, независимо от родов войск, вплоть до авиации. В качестве церемониального оружия сабли и палаши (или драгунские шашки) во многих странах применяются до сих пор.

Оружие и дуэльный кодекс

Человек – иррациональное существо. В животном мире все направлено на сохранение жизни особи и продолжении ею рода. Инстинкт самосохранения – это мощнейшая программа, управляющая поведением любого живого существа. И только человек, несмотря на свое животное происхождение, способен на поступки, иногда прямо противоречащие стратегии выживания. Нередко ради абстрактных целей и весьма туманных идей он готов поставить на кон свое здоровье и саму жизнь. История человечества переполнена примерами такого «нелогичного» поведения.

В XV столетии среди европейского дворянства возник новый обычай – дуэльные поединки, целью которых была защита чести и достоинства одной из сторон. Очень быстро дуэль превратилась в способ решения любого конфликта среди благородного сословия. История дуэлей началась в Италии, но очень быстро распространилась по всей Европе и континент захлестнула настоящая «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала несколько столетий и унесла жизни сотен тысяч человек. Только во Франции и только в период правления Генриха IV Бурбона (примерно двадцать лет) на дуэлях погибло от шести до десяти тысяч молодых дворян. Это вполне сопоставимо с потерями в крупном сражении.

Решение конфликтов с помощью физической силы, на самом деле, старо как мир. Нередко бывало, что в ходе подобного поиска консенсуса одна из сторон отправлялась в лучший мир. Однако дуэль отличалась от обычной драки жесткими правилами, которые составляли специальные дуэльные кодексы.

Европейское дворянское сословие, сформировавшееся на основе средневекового рыцарства, имело свои представления о личной чести. Любое посягательство на нее в форме оскорбления словом или действием можно было смыть только кровью обидчика, в противном случае человек считался обесчещенным. Поэтому вызовы на дуэли в старину, как правило, заканчивались смертью или увечьем одного из противников.

В реальности же причина дуэли могла быть какой угодно, поскольку факт нанесения оскорбления и его тяжесть трактовал сам «потерпевший». Да и само понятие «дворянская честь» понималась весьма широко. К вызову могло привести все что угодно: от мести за убитого родственника или друга до неудачной шутки или неловкого жеста.

Со временем поединки вошли в моду. На дуэлях дрались все. Не только дворяне, но и мещане, солдаты, студенты и даже венценосные особы. Император Германии Карл V вызвал на дуэль французского короля Франциска I, а шведский король Густав IV отправил вызов Наполеону Бонапарту. Французский король Генрих II погиб в результате дуэли, а российский император Павел I и вовсе предлагал отменить войны и решать конфликты между государствами путем проведения поединков между их правителями. Однако такая смелая идея отклика не нашла.

Дуэли много раз пытались запрещать, бретерам грозили крупные штрафы, тюрьма и даже отлучение от церкви, но вот толку от этих мер было мало. Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны.

У нас в стране к дуэлям счет особый. В XIX столетии их жертвами стали два величайших русских поэта: Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

История дуэлей

Название «дуэль» происходит от латинского слова duellum, которое означало судебный поединок. Хотя, надо отметить, что дуэли как раз были поединками несудебными и незаконными. Место дуэли обычно тщательно скрывалось.

Многие исследователи подчеркивают внешнее сходство дуэлей с судебными поединками Средневековья и рыцарскими турнирами, однако, несмотря на некоторую похожесть, речь все-таки идет о разных вещах. Судебные поединки были составной частью официальной системы правосудия, а турниры можно назвать способом совершенствования навыков профессионального воина.

Судебный поединок называли «судом Божьим», и он ни в коем случае не был кровавой расправой, а, скорее, торжественной церемонией. К нему часто прибегали, когда установить истину другим путем было невозможно. Считалось, что в этом поединке Господь поможет правому и покарает преступника. Причем такие схватки не обязательно заканчивались гибелью одного из участников. Санкцию на проведение судебных поединков нередко давал сам король. Однако уже в позднем Средневековье отношение к таким поединкам стало меняться. В 1358 году некий Жак Легре в присутствии французского короля Карла VI проиграл судебный бой, был признан виновным и повешен. А вскоре нашли настоящего преступника. Получился большой скандал, после чего обычай судебных поединков канул в Лету. Весьма критично к подобной практике относилась и церковь.

Дуэль в том виде, в котором мы ее знаем, это детище не Средневековья, а эпохи Возрождения. Единственно, что, возможно, связывает судебные поединки с дуэлями, это идея «Божьего суда», которая заключалась в том, что Господь поможет правому и защитит справедливость.

Дуэль придумали итальянцы примерно в XIV столетии. В это время они были, что называется «впереди планеты всей». В Италии зародился человек новой эпохи, с другими представлениями о чести и способах ее защиты. Именно у итальянских дворян и горожан появился обычай решать конфликты путем вооруженного поединка. Здесь же появились и первые трактаты с правилами проведения дуэлей, в них даже были описаны степени обиды, за которыми непременно должен следовать вызов.

В это же время на смену тяжелым мечам Средневековья приходит более легкая шпага, а затем и оружие, которое испанцы назвали espada ropera, – «меч для одежды» – предназначенное для постоянного ношения с гражданским костюмом.

Место дуэли обычно выбирали где-нибудь за городом, такие драки велись с минимумом ненужных условностей, максимально жестко, поэтому они часто заканчивались убийством одного из участников. Подобные поединки назывались «боями в кустах» или «схваткой в кустах». Их участники, как правило, использовали то оружие, которое было с собой, и обычно были без доспехов, потому что в повседневной жизни их мало кто носил.

Отличительной чертой поединков этой эпохи было то, что правила дуэлей были весьма условны и нередко их не выполняли вовсе. Иногда к поединку присоединялись и секунданты, в этом случае он превращался в настоящую кровавую баню. В случае общей схватки боец, прикончив своего противника, не стеснялся помочь товарищу. Примером может служить знаменитый поединок между фаворитами французского короля Генриха III и герцога де Гиза, описанный в романе Дюма «Графиня де Монсоро».

Причем место дуэли не регламентировалось, там мог оказаться и булыжник мостовой, и мокрая трава. Поэтому опасность была ничуть не меньше, чем в реальном бою. Обычным оружием дуэли того времени была тяжелая шпага или рапира и кинжал (дага). Им можно было наносить не только колотые, но и резаные раны. Для отражения ударов противника использовались небольшие дуэльные щиты или же просто плащ, намотанный на вторую руку.

Обычно вызывающая сторона выбирала время и место дуэли, оружие дуэли определял тот, кто был вызван. Бывали случаи, когда поединки завязывались мгновенно и проходили вообще без секундантов. В схватке можно было применять любые приемы: отвлекать внимание противника, добивать безоружного, отступившегося или раненого, бить в спину. Использовались и откровенно подлые приемы типа одевание скрытых доспехов под одежду.

Из Италии дуэли очень быстро распространились на другие страны Европы. Особенно популярными они стали во Франции в период религиозных войн и Фронды. Но, если в Италии место дуэли обычно держали в тайне и старались проводить поединки без лишних свидетелей, то французские дворяне пускали друг другу кровь, практически не скрываясь. Простить нанесенное оскорбление и не вызвать своего обидчика на поединок считалось абсолютной «потерей лица», не меньший позор ждал и того, кто отказывался от вызова.

Считается, что в период царствования Франциска I во Франции происходило до 20 тыс. дуэлей ежегодно. Понятно, что счет дворян, убитых на дуэлях, также шел на тысячи. И неудивительно, что такая ситуация абсолютно не устраивала верховную власть европейских государств.

10 июля 1547 года во Франции состоялась последняя официальная дуэль. Генрих II запретил их после того, как на поединке был убит его фаворит. Правда, ситуацию это нисколько не изменило, просто теперь дуэли стали проводить подпольно. Борьбой с ненужным кровопролитием занялись не только светские власти, но и церковные. На Трентском соборе было объявлено, что от лона церкви будут автоматически отлучаться не только участники или секунданты дуэли, но даже и ее зрители. Церковь вообще очень нетерпимо относилась к поединкам и активно боролась с ними вплоть до конца XIX века. Погибших дуэлянтов, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбищах.

Генрих IV приравнивал дуэльные поединки к оскорблению Его Величества, Людовик XIV издал 11 эдиктов против дуэлей, активно боролся с этим явлением и знаменитый кардинал Ришелье. Последний в качестве наказания за дуэли ввел смертную казнь или пожизненную ссылку. В Священной Римской империи поединки приравнивались к умышленному убийству со всеми вытекающими последствиями.

Непримиримыми противниками дуэльных поединков были Наполеон Бонапарт и российский самодержец Николай I. Французский император считал, что «…жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист - плохой солдат». Николай I же вообще считал дуэль варварством.

Но даже такие драконовские меры не могли полностью прекратить поединки. Дворяне считали дуэль своей законной привилегией, и общественное мнение было целиком на их стороне. Традиция поединков была настолько уважаема, что суды нередко оправдывали бретеров.

Среди молодых дворян существовали «профессиональные дуэлянты», на счету которых были десятки, а то и сотни поединков и целое личное кладбище покойников. Будучи высококлассными фехтовальщиками, они постоянно провоцировали ссоры, считая дуэль единственным способом достижения личной славы. Поводом для драки могло быть что угодно: косой взгляд, случайное столкновение, непонравившаяся шутка. Дуэль из-за покроя плаща, описанная в «Трех мушкетерах», – абсолютно реальная ситуация для того времени.

Изначально для поединков использовалось только холодное оружие, но в XVIII веке появились дуэли на пистолетах. Это был переломный момент. Победитель дуэли на шпагах или рапирах во многом определялся физическими данными противников, иногда исход схватки был предрешен заранее. Использование огнестрельного оружия сильно уравняло шансы сторон.

Уже к середине XVIII века «дуэльная лихорадка» в Европе начала утихать. Дуэли стали редки, а правила их проведения – более упорядочены. Практически все поединки стали проводится с секундантами, с предварительным вызовом. Дуэли на шпагах, как правило, проводились до первого ранения. Все это привело к значительному снижению смертности среди бойцов. В середине XVIII века своего расцвета достигла французская школа фехтования, основным оружием дуэлянтов стала легкая шпага, которой невозможно было наносить колющие или режущие удары.

Развитие юридической системы и все большее просвещение широких масс приводило к тому, что в случае обиды или оскорбления люди шли в суд, а не хватались за оружие. Однако и в XIX веке дуэли были довольно часты, хотя они и утратили былую кровожадность.

В 1836 году в свет вышел первый дуэльный кодекс, его автором был француз граф де Шатовильяр. В 1879 году был издан кодекс графа Верже, он стал более популярным. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В целом же, в XIX веке на европейском континенте начался закат эпохи дуэлей. Были некоторые «всплески», но в целом они не могли поломать общую тенденцию.

Примерно в середине XIX века началась эпидемия «журналистских» дуэлей. В Европе появилась свободная пресса, и теперь журналистам нередко бросали вызовы герои их публикаций.

Дуэли проводились и в Новом Свете. Они были весьма своеобразны, и это была не та ковбойская дуэль, которую часто показывают в вестернах. Соперники получали оружие и уходили в лес, где начинали охоту друг на друга. Выстрел в спину или засада считались обычными приемами американской дуэли.

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.

В то время, когда в Италии и Франции уже вовсю лютовала «дуэльная лихорадка», в России в отношении поединков все было тихо и спокойно, несмотря на довольно тесные связи с Европой, которые установились уже в правление Алексея Михайловича. Первая задокументированная дуэль в России произошла в 1666 году, ее участниками были два офицера-иностранца, служивших в полку «иноземного» строя. Итоги этого поединка неизвестны.

Император Пётр I первым озаботился дуэльными поединками и издал указ, который запрещал их под страхом смертной казни. Причем за участие в дуэли предписывалось вешать не только победителя, но и проигравшего в ней, даже если на тот момент он уже находился в могиле: «…то их и по смерти за ноги повесить». Крут был Петр Алексеевич, ничего не скажешь.

Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.

Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.

В России своеобразный расцвет дуэльной традиции пришелся на конец XVIII – первую половину XIX века. Ситуацию можно назвать несколько парадоксальной: в то время, когда «дуэльная лихорадка» в Европе уже практически сошла на нет, количество дуэлей в России значительно выросло, а их жестокость заметно возросла. Некоторые западные авторы, отмечая особую жестокость русской дуэли, называли ее «узаконенным убийством».

Например, обычно стрельба проводилась с дистанции 15-20 шагов, с которой промазать было крайне трудно (европейцы стрелялись с 25-30 шагов). Существовала практика, согласно которой противник, стреляющий вторым, мог потребовать у своего оппонента подойти вплотную к барьеру. В этом случае он получал возможность расстрелять безоружного человека с минимального расстояния. В России были весьма популярны такие способы дуэлей, при которых поединок неминуемо заканчивался смертью одного из противников («через платок», «дуло в дуло», «американская дуэль»). В Европе того времени промах обеих противников обычно заканчивал дело, считалось, что в этом случае честь участников восстановлена. В России же нередко стрелялись «до результата», то есть до смерти одного из дуэлянтов.

Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

К середине столетия количество дуэлей в России стало заметно уменьшаться. Однако в царствование Александра III поединки были фактически официально разрешены. Более того, в некоторых случаях для офицеров они стали обязательными. Такое решение привело к резкому росту количества дуэлей в армии.

Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.

К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Женские дуэли

Как вы представляете себе типичного бретера? Камзол, широкий плащ, лихой закрученный ус и широкополая шляпа? А как бы вы отреагировали на тот факт, что некоторые из дуэлянтов носили пышные юбки и были очень внимательны к укладке волос? Да, речь идет о женских дуэлях, которые, конечно же, случались реже мужских, но отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.

Одна из самых известных дуэлей между двумя женщинами состоялась в 1892 году в Лихтенштейне между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних. Барышни не сошлись во взглядах по чрезвычайно важному вопросу: как лучше украсить зал для музыкального вечера. При этом присутствовала баронесса Любиньска – одна из первых женщин-докторов медицины. Именно она предложила соперницам драться топлес, но не для пущей пикантности (ее и так хватало), а чтобы не занести инфекцию в раны. Можно поспорить, но такое зрелище было куда круче современных женских боев. Правда, мужчин на женские дуэли не допускали, ни в качестве секундантов, ни, тем более, «чтобы посмотреть». А зря.

Вообще же тема полуобнаженной женской дуэли была весьма популярна у европейских художников XIX века, и их можно понять. Подобные сюжеты можно увидеть на картинах француза Жана Беро, а в миланском музее Прадо вы сможете можно полюбоваться полотном Хосе Риберы под названием «Женская дуэль».

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов. Одновременно для разбирательства дел, порочащих честь и достоинство офицеров, по указанию Петра I были созданы "Общества офицеров".

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались. Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III. Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило. В 1863 году на базе "Обществ офицеров", в полках были созданы Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Советы посредников (3-5 человек) избирались офицерским собранием из числа штаб-офицеров и предназначались для выяснения обстоятельств ссор, попытки примирения сторон и санкционирования проведения поединков. Спустя два года Суды общества офицеров были созданы и в Морском ведомстве в лице "Общих собраний флагманов и капитанов" (суд флагманов). Император Александр III утвердил "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (приказ по Военному ведомству N"18 от 20.5.1894 года). Таким образом, в России впервые были легализованы поединки.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д. Оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались.

В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде. В случае оскорбления можно было спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов на дуэль осуществлялся письменно, устно или нанесением публичного оскорбления. Вызов мог быть направлен в течение 24 часов (если не было уважительных причин). После вызова личные общения между противниками прекращались и дальнейшая связь осуществлялась только через секундантов.

Письменный вызов (картель) доставлялся обидчику картельщиком. Среди способов нанесения публичного оскорбления бытовала фраза: "Вы подлец". При физическом оскорблении швырялась перчатка в противника или наносился удар стеком (тростью). В зависимости от тяжести нанесённого оскорбления, оскорблённому принадлежало право выбора: только оружия (при лёгком оскорблении- это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д); оружия и рода дуэли (при среднем-таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань); оружия, рода и дистанции (при тяжком- к таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары, измена жены).

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники. Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Следующим этапом после вызова был выбор секундантов. От каждой стороны выделялось равное количество секундантов (по 1 или по 2 человека). В обязанности секундантов входила выработка взаимоприемлемых условий поединка, доставка на место дуэли оружия и врача (по возможности от каждой стороны), подготовка места к проведению поединка, установка барьеров, контроль за соблюдением условий поединка и прочее. Условия дуэли, порядок их соблюдения, итоги встречи секундантов и ход поединка должны были протоколироваться.

Протокол встречи секундантов подписывался секундантами обеих сторон и утверждался противниками. Каждый протокол составлялся в двух экземплярах. Секунданты избирали из своей среды старших, а старшие - распорядителя, которому вменялись функции организатора проведения поединка.

При выработке дуэльных условий согласовывался выбор:

Места и времени;

Оружия и последовательности его применения;

Финальных условий поединка.

Для поединка использовались малолюдные места, дуэль назначалась на утренние или полуденные часы. Разрешённым оружием для поединков были сабли, шпаги или пистолеты. Для обеих сторон использовалось однотипное оружие: с равной длиной клинков или единого пистолетного калибра с разницей в длине ствола не более 3 см.

Сабли и шпаги могли использоваться в поединке самостоятельно или как оружие первого этапа, после чего следовал переход к пистолетам.

Финальными условиями поединка бьши: до первой крови, до раны или по израсходовании установленного количества выстрелов (от 1 до 3-х).

Ни одна из сторон не должна была ожидать прибытия к месту дуэли другую более 15 минут. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

Дуэль должна была начинаться по истечении 10 минут после прибытия всех участников.

Прибывшие на место поединка участники и секунданты поклоном приветствовали друг друга. Секундант - распорядитель делал попытку примирить противников. Если примирение не состоялось, то распорядитель поручал одному из секундантов прочитать вслух вызов и опросить противников, обязуются ли они выполнять условия дуэли? После этого распорядитель разъяснял условия поединка и подаваемых команд.

Поединок с использованием холодного оружия

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на шпагах, саблях и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами. Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями.

Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.).

Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка.

По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые секундантами. Секунданты становились по обе стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов) по принципу: свой-чужой; чужой-свой. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь" и затем:

"Начинай". Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.

При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их.

При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка.

Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

Поединки с использованием пистолетов

Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты, и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов:

"Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал:

"К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

Вариантов дуэлей с пистолетами было несколько:

1. Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).

а) Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов. Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел.

б) Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов.

в) Стрельба по готовности.

Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой". Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

г) Дуэль по сигналу или команде.

Дуэлянты, находясь на-своих местах лицом к лицу на расстоянии друг от друга в 25-30 шагов, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу. Таким сигналом являлись хлопки в ладоши, подаваемые секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. После взведения курков, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. С первым хлопком пистолеты опускались, со вторым - дуэлянты целились и по третьему хлопку стреляли. Этот вид дуэли редко применялся в России и широко использовался во Франции и в Германии.

2. Подвижная дуэль

а) Прямолинейное сближение с остановками.

Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

б) Усложнённое сближение с остановками.

Эта дуэль - разновидность предыдущей. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени.

в) Встречно-параллельное сближение.

Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов.

Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов.

Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям (разрешалось и оставаться на своём месте).

Для выстрела надо было остановиться, а после него -ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Правила также включали в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Окончание

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.



Copyright © 2024 Спортивный тренинг.