Упражнения детям для осанки. «комплексы упражнений на формирование правильной осанки на уроках физической культуры Упражнения для правильной осанки ребенка в сентябре

ЛФК при нарушении осанки необходимо делать ежедневно, если вам действительно требуется ее корректировка. К сожалению, за последние десятилетия вопрос о нарушении осанки стал острым и злободневным. Происходит это в основном вследствие малоактивного образа жизни, длительной занятости за компьютером и сидячей работы.


Неподобающая осанка сказывается не только на антураж человека, но и на общую картину здоровья. ЛФК может помочь справиться при этой проблеме.

Значение и роль ЛФК

Лечебная физическая культура представляет собой методику профилактики и лечения нарушенной осанки, которая основывается на комплексе специализированных упражнений. Оздоровительная физическая культура подразделяется на две категории – общую и специальную.

Общая ЛФК направлена на совокупную тренировку, которая включает в себя комплекс упражнений на разработку различных групп мышц, с целью укрепления и всестороннего развития организма.

Специальная ЛФК ориентирована на определенные упражнения, в ходе которых задействуются конкретные группы мышц, функция которых могла быть нарушена вследствие полученных травм или болезней.

Центральными задачами ЛФК являются:

  • сведение до минимума появления серьезных последствий;
  • тренировка организма в целом;
  • создание благоприятных условий для движений в области позвоночника;
  • коррекция неподобающей осанки;
  • закрепление правильного положения осанки;
  • повышение тонуса и выносливости мышц.

Комплекс упражнений у детей

В детском возрасте происходит формирование организма и если изначально не заложить основы красивой осанки, то в дальнейшем могут сформироваться нешуточные осложнения.

ЛФК для детей с нарушением осанки:

  1. Стоя руки расположить параллельно оси тела. Необходимо сделать глубокий вдох, наклонившись коснуться ладонями пола и выдохнуть. Затем возвратиться в стартовую позицию, максимально выпрямив спину.
  2. Первоначальная позиция аналогично предыдущему, но руки скрещены в замке на затылке. Грудную клетку необходимо максимально прогнуть, а локти до упора отвести назад, в такой позе выполнять скручивания.
  3. Эффективным упражнением являются наклоны и вращения головы.
  4. Кошечка.
  5. Лодочка.

Перед началом желательно употребить стакан воды, сока или чая без сахара, от еды стоит отказаться.

Гимнастика при сколиотической форме

Сколиотическая осанка – это патологическое искажение нормальной позиции позвоночника при общем смещении позвонков. Обнаружить сколиотическую осанку довольно просто, так как подобные изменения сопровождаются асимметрией в плечах и лопатках, которую видно невооруженным глазом.

В большинстве случаев представленный тип осанки наблюдается у школьников младших классов, которые сохраняют неправильное положение, сидя за партой.

Тренировки, по устранению данного недуга основываются преимущественно на следующих упражнениях:

  • стоя необходимо сделать вдох, который сопровождается поднятием рук вверх над головой до максимального уровня, выдох – плавным опусканием;
  • попеременное сгибание ноги в колене и ее отведение к животу;
  • стоя, сделать вдох и подняться на носки до упора, расставив при этом руки в стороны и вытянув шею, на выдохе – исходная поза;
  • наклоны туловища вперед с гимнастической палкой, лежащей на лопатках;
  • стоя, в руках любая палка, на вдохе поднятие рук вверх, на выдохе – опускание;
  • Велосипед, лежа на спине;
  • Лодочка.

Представленные упражнения необходимо повторять минимум семь раз. Лодочку следует держать максимально долго и повторять по четыре раза. Велосипед – пятнадцать оборотов за один подход, количество повторений – четыре.

Полезное видео по теме

Упражнения для школьников

Для того чтобы пресечь появление нежелательных последствий, связанных с нарушением осанки, необходимо делать с ребенком ЛФК.

Комплекс упражнений включает в себя:

  1. Стоя, мяч в руках. На вдохе поднятие мяча вверх, на выдохе – опускание до уровня груди с максимальным отведением локтей и последующее опускание рук.
  2. Отправная поза аналогична. Руки с мячом поднять вверх, выгнуться в спине и отбросить мячик назад. Вернутся в исходную позу, опустив руки через стороны.
  3. Ножницы.
  4. Лодочка.
  5. Велосипед.
  6. Лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги под углом 45 градусов.
  7. Наклоны вперед и в стороны с гимнастической палкой.
  8. Стоя на четвереньках поднять левую руку и правую ногу одновременно. Удерживать позу пять секунд, затем сменить руку/ногу.

Все упражнения необходимо повторять минимум по пять раз в медленном темпе. Рекомендуется записать ребенка в секцию по плаванию, ведь именно в воде позвоночник находится в ровном положении, а работа мышц при гребле помогает зафиксировать правильную осанку.

Массаж при искривлении осанки

Массаж представляет собой подготовительный этап перед непосредственным занятием оздоровительной гимнастикой. Благодаря массажу можно выявить основную проблему и, исходя из этого, подобрать подобающий комплекс упражнений.

Кроме того массаж приводит в норму циркуляцию крови в области позвоночника, повышает приток питательных веществ и балансирует метаболизм, а также настраивает мышцы на выполнение упражнений.

Можно выделить несколько центральных методик массажных действий:

  1. Неглубокие и глубокие поглаживающие действия.
  2. Натирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрирование.

Каждый из представленных методов имеет свое определенное действие на организм, поэтому, прибегая к массажу, следует обращаться исключительно к профессионалам, не стоит заниматься самолечением.

Упражнения для осанки для детей должны проводить все дети – и здоровые, и с уже имеющимся нарушением осанки. Такие упражнения должны включаться в занятия по утренней гимнастике и в подвижные игры. Ведь осанка отображает физическое и психическое здоровье ребенка, его характер и настроение.

Чтобы сохранить здоровье малыша, надо его всячески поддерживать и укреплять. Тоже самое касается осанки. Первые проблемы с осанкой начинаются у подростков. Учебная программа сейчас такова, что ребенок много сидит – в школе по 6-8 уроков в старших классах, у репетитора и опять же дома, готовя домашнее задание. Если вы с детства приучите своего ребенка каждый день уделать внимание нехитрым упражнениям, то избежите многих неприятностей.

Правильная осанка влияет даже на быстроту обмена веществ, на питание кислородом мозга (это касается людей, в чьих привычках писать и читать чуть наклонив голову вбок). Самое главное – упражнения надо делать регулярно, вне зависимости от того есть ли у вашего ребенка проблемы с осанкой или нет. Исключение составляют дети, которые регулярно занимаются каким-либо видом спорта – бегом, плаванием, танцами, гимнастикой. Но если ваш ребенок не занимается спортом, то настаивайте на домашних занятиях для осанки! А еще лучше – делайте все вместе, особенно если ребенок дошкольник и младшего школьного возраста. Сами не заметите, как втянетесь и перестанете жаловаться на боли в шее и ломоту в спине. Упражнения, которые будут описаны ниже забавные, веселые и совсем не сложные. Можно делать по паре упражнений, перепробовать все и потом повторять самые любимые. А можно закрепить определенные упражнения за каждый днем недели - как вам понравится.

Помните, что детский организм развивается очень быстро, Есть еще и фактор неожиданных «скачков роста», когда за месяц дитя стыдливо просит новые штаны, ибо старые вдруг стали коротки.

Объясните ребенку что такое осанка. Это вертикальное положение человеческого тела, которое ему привычно. Когда говорят «гордая осанка» или «танцевальная осанка» - это значит, что человек привык ходить с прямой спиной, ровно держа голову. Но когда говорят «неправильная осанка» - то это значит, что человек привык ходить с круглой спиной, чуть сгорбившись, держа голову вниз. Осанка – это один из показателей, по которому судят о здоровье. Идеальная осанка с медицинской точки зрения, это когда спина ровная, вытянутая вверх и нет изгибов. Если говорят о проблемах с осанкой и спиной, то чаще всего случается так называемый сколиоз – когда позвоночник искривляется вправо или влево. Предшествую сколиозу чаще всего травмы, рахит, слабая мышечная ткань спины, но могут быть и врожденные нарушения осанки.

Дети, имеющие нарушения осанки, часто характеризуются робостью, пассивностью и стеснительностью.

Упражнения для правильной осанки

Задача этого раздела – показать, что правильную осанку нужно поддерживать, по мере роста ребенка формировать ее в нужном направлении. Предлагаем следующие простые и эффективные упражнения для этого:

Упражнение 1

Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты перед собой. Пусть ваш ребенок одновременно медленно поднимет вверх руки и ноги, слегка прогнувшись в пояснице. В верхней точке нужно задержаться на пару секунд и медленно вернуться в исходное положение. Пять повторений.

Упражнение 2

Исходное положение то же, но ладошки ребенка должны упираться в пол. Не отрывая рук от пола и опираясь на них, нужно вытягиваю голову вверх подняться как можно выше и прогнуться назад. Потом медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение 3

Исходное положение – стоя. Ребенок должен согнуть руки в локтях, затем кисти рук максимально прижать к плечам, большой палец обязательно касается плеча. После этого в напряженном состоянии развести пальцы рук в стороны. Локти прижаты к туловищу – делайте все по описании поочередно, так вам проще будет понять, что же делать. Итак, ребенок с растопыренными пальцами и прижатыми локтями стоит, вытянувшись в струнку и слегка отклонив голову назад. Теперь путь медленно ведет локти вперед, пока они не соприкоснуться, а голову одновременно положит на локти. Потом расслабиться и досчитать до пяти. Медленно отвести локти и голову назад. При этом остро чувствуется напряжение в мышцах шейного отдела и давление подбородка. Упражнение повторить пять раз.

Упражнение 4

Исходное положение лежа на полу животом вниз. Сложенные ладони у подбородка затем нужно сделать такое движение, как будто ты в воде и разводишь воду руками в сторону. Ладони ребенок разводит от себя, потом сгибает руки в локтях перед собой, опускает голову на ручки и немного отдыхает. Работают мышцы шейного отдела, плечи, спина и руки. Пять повторений.

, , ,

Упражнение 5

Исходное положение – лежа на спине, две ноги ребенок должен поднять на сорок пять градусов и «крутить велосипед» в воздухе. Десять вращений вперед, потом можно опустить ножки и дать ребенку отдохнуть, потом десять вращений назад. И так три подхода. Поясница ребенка должна быть прижата к полу, руки ребенка могут опираться на пол сзади.

Упражнение 6

Ребенок в исходном положении на спине, вытянувшись ровно, руки вдоль тела. Ноги надо держать вместе и медленно поднять их над полом невысоко (но начинающие могут чуть повыше – упражнение достаточно сложное), потом пусть разведет широко ножки посчитает «раз, два, три» сведет снова вместе и опустит на пол. Десять повторений. Следите за дыханием ребенка – оно должно быть плавным, спокойным.

Для поддержания правильной осанки необходимо делать 15минутные перерывы в процессе выполнения домашних заданий. Один перерыв в час. При этом ребенок должен встать, походить, или сделать пару упражнений. Можно сделать и так – встать коленями на стул, голову положить на стол на сложенные руки, при этом напрячь спину и изогнуть ее мостиком. Потом расслабить мышцы спины и немного полежать расслабившись.

Упражнения для исправления осанки у детей

Правильная осанка – это правильно кровоснабжение органов, отличная работа легких, хорошее эмоциональное состояние. Сутулящиеся люди чаще и чувствуют себя подавленными, это уже доказано учеными Объясните это своему ребенку и он вас поймет.

Самое легкое упражнение для исправления осанки – ходьба на носочках с книгой на голове. Вы можете тоже положить себе на голову книгу и ходить вместе с ребенком. Устройте соревнования – у кого первого книга упадет, тот проиграл.

Есть хорошее упражнение для детей, называется «кошка». Ребенок стоит на коленях, упираясь руками в пол, голова опущена. Вы говорите: «Кошка видит мышку! И ребенок выгибает спину мостиком. Вы говорите: «Кошка смотрит на маму! И ребенок прогибает спинку, высоко поднимая голову, выгнувшись в противоположную сторону.

Хорошие упражнения для спины – поза Планки и отжимания от пола. Детям тяжело отжиматься. Поэтому можно начать их тренировать отжиматься с колен. Упор делается на руки и согнутые колени. Руки широко и симметрично относительно головы разведены в стороны. Спина прямая. Голова не опущена – взгляд вперед. Достаточно пары отжиманий по три подхода. Постепенно увеличивайте количество отжиманий, а потом пусть ребенок отжимается, упираясь на носки. Мамам и папам тоже не вредно будет присоединится к ребенку. Тут тоже возможны соревнования - кто лучше отожмется, кто сделает большее количество отжиманий.

Поза планки. Можно упираться на локти и носки. Тело вытянуто в струну, спина прямая, глаза смотрят вперед, а не вниз. Живот напряжен. Досчитайте до 30 - этого на первых порах для ребенка достаточно. Пусть ребенок попробует так же сделать позу Планки, упираясь на вытянутые руки.

Еще одно хорошее упражнение – пусть ребенок сядет по-турецки на пол, спинку держит ровно, а руки вытянет над головой и тянется руками как можно выше. Сделайте несколько раз – столько, чтобы ему было комфортно.

Комплекс упражнений для осанки для детей

Комплекс упражнений для осанки для детей предусматривает упражнения, которые укрепляют мышечный корсет и способствуют формированию правильной осанки.

Чтобы предупредить возникновение патологии осанки у совсем маленьких детей (до 4-х лет) рекомендовано, на протяжении дня проводить несколько определенных упражнений в виде игры:

  • Пролезть под стулом либо под натянутой веревкой.
  • Положить на пол веревку и пройти по ней как канатоходец.
  • Поползать на четвереньках и при этом не опускать голову.
  • Выполнить упражнение – дровосек, когда ребенок как будто «рубит дрова», выполняя при этом наклоны.

Для более старших детей дошкольного возраста (от 4-х лет) и детям школьного возраста, рекомендуются следующий комплекс упражнений для красивой осанки :

  • Упражнение – волна. Ребенок должен расположиться на животе, на полу с вытянутыми вперед руками. После чего необходимо поднять одновременно руки и ноги вверх, приостановиться в такой позиции несколько секунд и возвратиться и первоначальное положение. Количество повторов – не менее пяти.
  • Упражнение – крокодил. Для выполнения этого упражнения ребенок ложится на живот, на пол, руки при этом вытянуты вперед и упираются ладошками в пол. Затем нужно медленно поднимать голову, прогибаясь в области поясницы и не отрывая от пола рук. После чего вернуться в первоначальную позицию и расслабить тело. Количество повторов – не менее пяти.
  • Необходимо лечь на живот, а верхние конечности расположить перпендикулярно телу, т.е. в стороны. Из такого положения нужно поднять тело, прогнув в области грудного отдела позвоночного столба и тянуться вверх, затем вернуться в первоначальное положение. Повторов должно быть пять.
  • В положении лежа на животе, нужно согнуть руки в локтевых суставах, а на лопатках необходимо удерживать гимнастическую палку. Далее нужно поднять тело, чтобы оно прогнулось через гимнастическую палку, затем вернуться в первоначальную позицию. Количество повторений – пять.
  • Лежа на животе, расположить руки в области пояса. Необходимо поднять тело вверх и левую ногу на вдохе, после – возвратиться в первоначальное положение на выдохе. Затем упражнение нужно сделать с поднятием правой ноги.
  • Необходимо лечь на спину и положить руки перпендикулярно телу. После, поднять верхние конечности вверх и вперед с одновременным поднятием левой ноги, так чтобы коснуться руки, затем сделать упражнение с правой ногой.
  • Упражнение – велосипед. Для его исполнения нужно лечь на спину и нижними конечностями делать движения, похожие на езду на велосипеде от пяти до десяти вращений. Далее опускаем нижние конечности для отдыха на несколько секунд и продолжаем упражнение столько же раз.
  • Необходимо лечь на спину на плоскость с уклоном, при этом взяться руками за ее боковую поверхность. После чего согнуть нижние конечности в коленных суставах, подтянуть к животу и сделать выдох. Затем выпрямить нижние конечности и сделать вдох.
  • В положении стоя, необходимо удерживать гимнастическую палку руками в области лопаток. Далее нужно осуществить наклон туловища вперед, поднять верхние конечности вверх с выведением палки. После – вернуться в первоначальное положение.
  • В позиции стоя с опущенной гимнастической палкой в руках, необходимо поднимать палку вперед и вверх на выдохе, после – возвратиться в первоначальную позицию на вдохе.
  • В положении стоя с опущенной гимнастической палкой в руках, нужно присесть и поднять вперед руки с палкой, после чего возвратиться в первоначальное положение. Спина должна оставаться выпрямленной.
  • Первоначальная позиция – стоя с расположенными на ширине плеч ногами, руки, согнутые в локтевых суставах, при этом находятся на плечах. Далее нужно осуществить наклон туловища вперед на выдохе и вернуться в первоначальное положение на вдохе. Спина должна быть прямая.
  • В положении стоя, расположить руки на поясе. После чего, руки, согнутые в локтевых суставах повернуть вперед на вдохе и вернуться в первоначальную позицию на выдохе.

Данные упражнения рекомендованы для ежедневных занятий в утреннее либо вечернее время, что зависит от активности ребенка. Количество повторов упражнений должно быть от пяти до десяти, начинать нужно с малого – с пяти повторов, с постепенным увеличением. Занятия необходимо начинать через один час после приема еды либо до нее.

Представленный комплекс упражнений применяется больше с профилактической целью, ведь лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Также с этой же целью, рекомендуется ежегодное посещение детского ортопеда. Для правильного формирования осанки также полезно:

  • плавание,
  • волейбол,
  • баскетбол,
  • катание на лыжах,
  • небольшие физкультминутки на десять – пятнадцать минут, через каждые час – полтора.

В идеале за формированием правильной осанки должны наблюдать не только родители, но и воспитатели детского сада, и учителя школ.

Упражнения при искривлении осанки (сколиозе) для детей

Давайте разберемся что такое сколиотическая осанка и чем она отличается от сколиоза? Медицинское определение сколиотичной осанки – смещение позвоночного столба вбок (фронтальная плоскость). Эту патологию легко можно увидеть. Но отличие от сколиоза в том, что асимметрия, неровности и выгнутость позвонка исчезают, если человек наклоняется вперед, либо ложится. Ребенку для получения точного диагноза придется сделать боковую рентгенограмму позвоночника. Тогда - уже после получения диагноза – с учетом советов врача, нужно лечить ребенка, используя комплексный подход. И упражнения при сколиотической осанке для детей вам очень пригодятся. Вы можете подключить к упражнениям еще и ортопедический корсет (по показанию врача), контролировать как ваш ребенок сидит и стоит и вместе с ним работать над устранением вредных привычек. Возможно вам порекомендуют заниматься в специальных центрах с инструкторами- профессионалами.

Сколиотическая осанка предтеча сколиоза. Эти две патологии схожи - и при сколиотической осанке и при сколиозе есть выгиб позвоночника, лопатки и плечи расположены не симметрично, асимметрия наблюдается также и в области талии. Положение таза, как правило, может быть ровным.

Упражнения при сколиотической осанке у детей способны остановить деформацию позвоночника и сделать осанку более правильной, при этом мышцы туловища укрепляются нет мышечного дисбаланса.

Упражнения при искривлении осанки (сколиозе) для детей должны выполняться ежедневно, с постепенным увеличением нагрузки и включают следующий комплекс:

  • В позиции стоя – нижние конечности расположены на ширине плеч, а руки на поясе. На счет – один-два необходимо сделать наклон тела вперед, вниз и прикоснуться пальцами к полу на выдохе, после чего на счет три-четыре возвратиться в первоначальное положение и произвести вдох. Количество повторов – не менее семи.
  • В положении стоя, руки расположить за головой, спина должна быть прямая, проводить круговые движения туловищем. В положении туловища сзади совершаем вдох, спереди – выдох. Повторений должно быть не меньше семи.
  • В позиции стоя, расположить руки перпендикулярно телу и совершить поворот туловищем вправо, вернуться в первоначальную позицию, а затем сделать поворот влево. Повторять упражнение следует от шести до десяти раз.
  • В положении стоя с расположенными на боках руками, осуществлять повороты головы вправо и влево. Количество повторов упражнение не меньше шести.
  • Из положения стоя, с расположенными по бокам руками, осуществлять повороты тела как можно глубже – вправо на вдохе – первоначальное положение – влево на выдохе. Упражнение повторяется от шести до десяти раз.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч ногами, за спиной необходимо держать гимнастическую палку на уровне лопаток и совершить наклон туловища вперед, возвратиться в первоначальную позицию на вдохе и сделать небольшой наклон тела назад на выдохе. Повторять упражнение следует не меньше шести раз.

  • В положении на коленях, руки упираются о пол ладонями, на вдохе необходимо поднимать голову и смотреть вверх, после чего голову нужно опустить и на выдохе выгнуть спину. Количество повторов от шести до десяти раз.
  • В позиции лежа на животе, ступни ног должны быть закреплены, а в руках нужно держать груз весом приблизительно двух – двух с половиной килограмм (например, мешочек с песком, гантельки). На вдохе необходимо прогнуться и поднять руки с грузом, после чего сделать выдох и возвратиться в исходную позицию. Упражнение производится не менее шести раз.
  • Необходимо сесть на пол и опереться сзади ладошками о пол, после чего на вдохе одновременно поднять нижние и верхние конечности на сорок пять градусов, далее на выдохе вернуться в первоначальную позицию. Количество повторов от шести до десяти раз.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч ногами, необходимо держать эспандер в руках за затылком, далее на счет один-два развести руки в стороны и прогнуться в груди сделав вдох. Затем на счет три-четыре возвратиться в первоначальное положение и осуществить выдох. Упражнение повторять от шести до десяти раз.
  • Расположив ладони рук на поверхности лба необходимо наклонять голову вперед с преодолением сопротивления от рук и задерживая дыхание. Затем возвратиться в первоначальную позицию, совершить вдох и выдох. Упражнение повторяется по четыре раза, с перерывом не более десяти секунд, напряжение мышц во время упражнения должно составлять четыре секунды.
  • Стоя с расположенными на затылочной поверхности руками, необходимо отводить голову назад, преодолевая при этом сопротивление рук. Далее нужно плавно опустить руки и осуществить вдох и выдох. Данное упражнение выполняется также четыре раза, с перерывом в десять секунд, с напряжением мышц в течение четырех секунд.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч нижними конечностями, необходимо осуществить наклон туловища вперед и встряхнуть расслабленными руками, после чего вернуться в первоначальную позицию. Количество повторов – не меньше семи.
  • Необходимо лечь на спину в виде звезды, т.е. расставить в стороны верхние и нижние конечности, расслабить все мышцы на протяжении пятнадцати секунд.
  • Упражнение, при котором необходима ходьба с периодическим хождением на носках. Можно его дополнить одновременным поднятием рук вверх. Повторять не меньше четырех – пяти раз.

Вышеописанный комплекс рекомендуется выполнять через час после либо до приема еды, в утреннее или вечернее время. Данная совокупность упражнений представляет собой вспомогательный компонент комплексного лечения искривлений позвоночного столба (сколиоза), которое назначается, контролируется и корректируется детским ортопедом в течение всего лечебного процесса.

Мы надеемся, что статья вам полезна и вы поможете исправить осанку вашему ребенку. Главное – не допустить стойкого ухудшения положения. Все в ваших руках. И вы не должны их опускать.

Зайкова Оксана Юрьевна
Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки .

Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса с гимнастическими палками (можно выполнять с 4-5 лет) .

Разминка.

1. Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

2. Руки перед грудью, ходьба в полуприсяде.

3. Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

4. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и. п. - выдох.

5. И. п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и. п. - вдох.

Упражнения с гимнастическими палками.

1. И. п. - ноги на ш. стопы, палка в опущенных руках. 1-2- поднять палку вверх, за голову; 3-4-и. п.

2. И. п. - ноги на ш. плеч. палка за головой. 1-3-повороты вправо (влево) ; 2-4-и. п.

3. И. п. – ноги на ш. плеч, палка зажатая в локтях. 1-наклон вперёд с прямой спиной. 2-и. п.

4. И. п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку) ; вернуться в и. п.

5. И. п. - стоя, ноги на ш. плеч, палка на лопатках. 1-3-повороты в стороны. 3-4 и. п.

6. И. п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку) ; вернуться в и. п.

7. И. п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и. п. Спина прямая.

8. И. п. - о. с, палка на голове. 1-присесть;2-и. п.

7. Палка на полу, прыжки через палку.

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

2. Упражнения с мешочком на голове.

1. Принять правильную осанку в положении стоя , положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

2. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по траве , песку, мостику, по брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны) .

3. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия - веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки .

4. Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку .

5. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений : ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке присесть сохраняя правильную осанку .

6. Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку .

3. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "Основная стойка": голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей , пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу (можно выполнять на пособиях : на мостике, пеньках, на песке) .

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов) . Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела : спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими " Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе) : "Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!" Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется , чтобы дети сами произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей .

Дыхательное упражнение . Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробушек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из и. п-ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз) . В положении "кисти к плечам", локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз) . Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнеся звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз) . Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад . Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-6 раз) . Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

4. Игровые упражнения на укрепление осанки «Река, берег, парус» .

Дети встают в шеренгу, проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз) . На слово «Река!» - делают шаг назад, на слово «берег!» -шаг вперёд, «Парус!» -поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки .

«Волшебные ёлочки»

Дети встают у стены (забора, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные елочки, которые по сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружатся по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочки останавливаются там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребёнка.

Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивают рёбрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Пол головки лучку Поколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживают ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу, (Наклоняют корпус вправо-влево , ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен).

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку :

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи) .

Сначала сделаю зарядку,

(Наклоняются вперёд) .

Прогнусь,

(Слегка прогибаются назад) .

И выпрямляюсь,

(Встают прямо) .

И вправо , влево наклонюсь.

(Наклоняют корпус вправо и влево ) .

С друзьями поиграю в мяч,

(Бегут на месте) .

Он весело помчится вскачь.

(Прыгают на обеих ногах) .

И за столом я посижу,

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью).

И телевизор погляжу.

(Встают прямо, руки в стороны) .

Но буду помнить я всегда :

(Кладут правую руку за правое плечо , левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной.)

Должна прямою быть спина!

(Меняют положение рук) .

Массаж спины «Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Всё постукивают,

Всё похрюкивают :

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение потешки поворачиваются на 180 и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями).

5. Упражнения у стены

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

2. Встать к стене, принять правильное положение . Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки .

3. Стоя у стены, принять правильное положение . Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье» , выпрямиться и постараться снова встать правильно .

4. Встать к стене, принять правильное положение , поднять руки в стороны - вверх, опустить в исходное положение.

5. Встать к стене, принять правильное положение . Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены

Понятие «красота», во все времена охватывало не только лишь отменные классические особенности лица, безупречные формы тела и здоровую бархатистую кожу. Оно включало в себя ещё красивую прямую осанку. Некогда для правильной осанки, ещё с детства приучали спать на жёсткой плоскости, лёжа на спине, забыв про подушки. В случае, когда замечались отклонения в фигуре, то человека заставляли ходить с привязанным к нему крестом из досок, который располагали вдоль спины и плеч.

В наше время вопрос об осанке не утратил актуальности, и мало элементарного подстёгивания себя в том, чтобы сесть прямо, расправить плечи. Все они не дают ощутить плодов, поскольку подобные команды весьма скоро изглаживаются из памяти и утрачивают свою значимость. Наиболее верный способ откорректировать фигуру, это, к примеру, систематически использовать упражнения для формирования правильной осанки. Реализовывать комплекс упражнений для формирования правильной осанки совершенно не тяжело, самое основное – изъявить терпение и упорство. Ведь награда за вашу настойчивость - это великолепная осанка и отменное здоровье!


(картинка кликабельна)

1. И.П. стоя прямо.

2. И. П. на коленях.

Встаньте на четвереньки, образую телом прямоугольные ворота, расстояние между руками и между ногами - одинаковое. При вдохе делайте взмахи, вначале правой рукой и левой ногой, затем И.П., после - смените ногу и руку. Воспроизвести 8-10 р.

3. И.П. лёжа на спине.

Опираясь на полную стопу, ноги согнув в коленях немного их разведите. Руки, согните в локтях и прижмитесь к полу.

4. И.П. лёжа на спине.

Примите И.П. 3-его упражнения.
Обопритесь на локти, и выгибая спину, приподнимите грудь вверх. Во время действия, откиньте назад голову, и зажмите кулаки. Упражнения выполняйте не торопясь, без перерыва.- 5 р.

5. И.П. сидя.

Сядьте на пол, и ноги расположите прямо перед собой, соединив их вместе. Руки расположите сзади. Воспользовавшись ими как рычагом, прогните тело наверх, при этом приподнимая таз и запрокидывая голову назад. Замрите на 4-5 сек., после чего возвращайтесь в И.П. Повторение 8 р.

6. И.П. лёжа на животе.

Лягте лицом вниз, при этом локти слегка согните, ладошками на пол, расположив их по ширине плеч. Распрямив руки, задерите верхнюю часть туловища, делая прогиб спиной, при этом несколько откинув голову кверху. Через 3-5 сек. опуститесь в И.П. Повторить 8 р.

7. И.П. стоя у стены.

Станьте лицом к стенке, и прислонившись к ней ладошками. Затем, не отрываясь от стены, постарайтесь прогнуться назад, на сколько сможете удержать равновесие. Продержавшись в такой позе 4-6 сек. встаньте в И.П. Делайте 5-7 р.

8. И.П. стоя у стены.

Для правильной осанки прижмитесь спиной к стене всем своим туловищем, как можно плотнее. При этом стойте ровно. Сохраните положение 8-10 сек. Повторить 5-7 р.

9. И.П. стоя прямо.

Возьмите гимнастический шест и, встав прямо, прижмите его к спине, так чтобы верхний его конец касался затылка, а нижний край прижимался к ягодицам. В таком положение поочередно сделайте следующие движения: а) присядьте; б) встаньте в И.П.;
Затем делайте наклоны поочерёдно - вперёд, вправо, влево. В промежутках между наклонами, возвращайтесь в И.П. Пройдите весь процесс 4-7 р.

10. И.П. стоя.

Встаньте прямо руки поставьте на пояс. На голову положите какой-либо предмет, например книгу. Приподнимаясь на цыпочки на 3-4 сек., старайтесь удержать равновесие и не уронить предмет. Встаньте в И.П. Повторить 5-7 р.

11. И.П стоя.

Ноги поставьте вместе, а руки вытяните перед собой. В подобном положении, с предметом на голове, попробуйте приседать, чуть-чуть выставляя вперёд сначала правую ногу, потом встаньте в И.П., вслед за тем другую ногу, в И.П. Приседайте 6-8 р.

12. И.П. стоя.

Установите на голове книгу, поставив руки на пояс, делайте приседания, после каждого раза возвращайтесь в И.П. Проделайте 10 р.

13. И.П. стоя у стены.

Прислонившись к стене спиной, обопритесь к ней ладонями. Затем по очереди приподнимайте ноги к груди, согнутыми в коленях. Повторите 10 р.

14. И.П. висячее.

Зацепитесь на перекладине обеими руками и, соединив ноги вместе, сделайте качающие движения в разные стороны, словно маятник. Повторите 18 р. (по 9 р. в каждую сторону).

15. И.П. висячее.

Повиснув на турнике двумя руками, круговыми движениями поворачивайте своё тело. Вначале в одну сторону, затем в другую. Ноги соединив вместе, держите прямо. Повороты делайте как можно максимальные.

16. И. П. на коленях.

Сядьте на коленки с вытянутыми вверх руками. Спину и голову держите прямо, ладони смотрят вперёд. Не изменяя позы, неторопливо, сделайте вперёд поклон, медленно садясь на свои пятки. Как только грудь прикоснётся к коленям, расслабьтесь и склоните голову. После чего напрягите спинные мышцы и, упираясь ладонями об пол, примите И.П. Затем руки опустите вдоль тела. Постарайтесь во время упражнения не сбить дыхание: наклон - выдохните, подъём - вдохните. Повторяйте 5-8 р.

Красивая осанка вызывает доверие к человеку, говорит вам о том, что он трудится над собой. Ровная спина создает волшебство в общении. Мы становимся выше, стройнее, плечи приподнимаются. Самое главное - мы становимся смелее, увереннее в себе.


Bakinka, www.сайт

Правильная осанка школьника – предмет озабоченности врачей. Сегодня искривление позвоночника наблюдается у 80% детей школьного возраста. Причина данного явления заключается не только в неправильной посадке за школьной партой, но и в особенностях образа жизни человека. Что такое осанка и как она влияет на здоровье человека, разберем в статье.

Нарушение осанки сопровождается смещением всех органов человеческого тела. Чтобы этого не происходило, необходимо своевременно выявить данную патологию Для этого человеку следует принять привычную позу стоя со сведенными вместе пятками и расхождением носков под углом 45-50 градусов.

Оцениваются следующие параметры:

  • Положение и симметричность пояса верхних конечностей;
  • Проекция оси позвоночника и состояния физиологических изгибов;
  • Наклон таза и форма грудной клетки;
  • Положение нижних конечностей.

При нарушении симметричности вышеописанных анатомических структур назначается рентгенологические исследование позвоночника, чтобы исключить патологию позвоночного столба. Если она выявлена, проводится лечение заболеваний позвоночника. Нарушение осанки в данном случае является вторичным (возникающим вслед за искривлением позвоночного столба).

Патологическая осанка школьника чаще всего является первичной. Она формируется из-за асинхронного развития скелетной мускулатуры по обе стороны спины при неправильной посадке за школьной партой.

Рост и формирование позвоночного столба у детей происходит до 25 лет. В это время он сильно подвержен внешним воздействиям. Так, при длительной неправильной посадке за школьной партой мышечный корсет спины с обеих сторон формируется ассиметрично. При этом с одной стороны мышцы находятся в состоянии сокращения, а с другой – расслаблены. В результате гипертоническая мускулатура формирует смещение оси позвоночного столба в свою сторону.

В процессе жизни с позвоночником происходит несколько этапов перестройки, при которых он максимально подвержен патологическому воздействию:

  1. После рождения происходит формирование физиологических изгибов (в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделе);
  2. В школьные годы хрящевая структура позвонков начинает постепенно окостеневать (насыщаться солями кальция). Если в это время повреждаются позвонки, они неправильно срастаются и уже никогда не возвращаются в нормальное состояние;
  3. С 30 до 50 лет начинаются процессы постепенной инволюции позвоночного столба. После 50 лет физиологические изгибы уплощаются, а хрящевая ткань становится менее прочной.

Измерение оси позвоночника при помощи отвеса

Вследствие вышеперечисленных изменений очень важно правильно обеспечить формирование оси позвоночного столба в школьные годы. Только грамотная профилактика нарушений осанки у школьников позволит предотвратить серьезную патологию в будущем.

Осанка влияет на расположение всех внутренних органов. Их смещение относительно друг друга нарушает множество физиологических процессов:

  • Изменяется артериальное давление и работа сердца из-за затруднений с «прокачкой» крови по сосудам;
  • Затрудняется продвижение каловых масс по кишечнику;
  • Появляются проблемы с мочеиспусканием;
  • За счет сдавления нервных корешков возникают боли в различных органах.

Как определить нарушение

Для оценки осанки в домашних условиях необходимо выполнить следующие действия:

  • Встаньте плотно к ровной стене;
  • Сомкните пятки вместе и расставьте носки под углом в 45 градусов;
  • Опустите руки по швам.

Попробуйте просунуть руку между стеной и поясницей. Если рука не проходит, у человека правильная осанка.

Чтобы исключить ошибки следует обратить внимание на следующие тонкости:

  • Голова должна находиться с туловищем на одной вертикали;
  • Рельеф шеи должен быть симметричным (оценивается по линии, проведенной от края плеча до козелка уха);
  • Плечи и лопатки располагаются на одном уровне.

Существует методика определения подвижности позвоночника. Для этого:

  • Встаньте вертикально и попытайтесь достать кончиками пальцев рук пол;
  • Наклоните туловище вправо и достаньте пол. Аналогично выполните наклон в другую сторону;
  • Наклонитесь максимально назад.

Если человек при выполнении данных наклонов не может достать до горизонтального уровня, очевидно, что у него нарушение подвижности. Чтобы определить его степень следует измерить оставшееся расстояние, которого не хватает до пола. При наклонах вперед и в стороны оценивается расстояние между кончиками третьих пальцев руки и горизонтальной поверхностью. При сгибах назад необходимо измерить высоту между седьмым шейным позвонком и межъягодичной складкой.

Существуют тесты для оценки силовой выносливости, которая часто изменяется при нарушении осанки. Для этого человеку следует выполнить упражнение «ласточка» (см. рисунок) и зафиксировать время, которое он может пробыть в данной позиции.

Упражнение «ласточка»:

  • Дети 7-11 лет должны в норме выдерживать позу в течение 2 минут;
  • Подростки должны фиксировать позиции около 2,5 минут;
  • Взрослые – более 3 минут.

Если у человека существует нарушение осанки, а силовая выносливость не нарушена, применяется комплекс лечебной гимнастики.

Основные виды дефектов спины

Дефекты осанки возникают из-за нарушения нормального развития мышечного корсет спины. Они приводят к изменению физиологических вогнутостей и выпуклостей. Если состояние продолжается длительно, наблюдаются искривления позвоночника в боковой плоскости (сколиоз).

Искривление спины может быть в двух плоскостях: фронтальной и сагиттальной.

Дефекты спины в сагиттальной плоскости:

  • Круглая спина – уплощение лордоза в поясничном отделе и увеличение степени выпуклости грудного кифоза;
  • Кругловогнутая спина – увеличение угла наклона таза, а также всех изгибов позвоночного столба;
  • Сутулость – уменьшение лордоза и увеличение грудного кифоза;
  • Плоская спина – уменьшение наклона таза и поясничного лордоза с малой выраженностью грудного кифоза;
  • Плосковогнутая спина – увеличение лордоза в поясничном отделе с уменьшением грудного кифоза.

Кроме изменений спины при вышеописанных дефектах наблюдаются вторичные изменения:

  • Уплощение лопаток;
  • Западение груди;
  • Наклон головы и шеи вперед;
  • Крыловидное выпячивание лопаток;
  • Расхождение коленей в стороны;
  • Истончение мышечной группы задней части бедра.

Дефекты во фронтальной плоскости приводят к нарушению симметричности между левой и правой половиной туловища.

Лечение дефектов спины предполагает соблюдение некоторых обязательных принципов:

  • Сон только на жесткой постели;
  • Постоянная двигательная активность;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Качественный контроль нагрузки на позвоночник;
  • Точная коррекция обуви при укорочении ноги. Разная длина ног – частое явление при деформациях спины.

Нарушение осанки требует назначения специальной лечебной гимнастики. Виды врачи выбирают в зависимости от особенностей дефектов спины:

  • При плоской и плосковогнутой спине требуется гимнастика для улучшения подвижности позвоночника;
  • При боковом искривлении назначаются упражнения для укрепления грудного кифоза;
  • Круглая спина требует лечебной физкультуры, направленной на улучшение функциональности плечевого пояса.

Для исправления дефектов спины существует 3 основные группы упражнений:

  • Для улучшения подвижности;
  • Для укрепления грудного кифоза;
  • Для усиления функциональности плечевого пояса.

Виды гимнастики для улучшения подвижности:

  • Перед едой 2-3 раза в день укрепляйте мышцы брюшного пресса и спины. Прижимайтесь к стенке так, чтобы плечи, затылок, пятки и таз плотно прилегали к поверхности. Чтобы исключить просветы между позвоночником и спиной необходимо втянуть живот. Длительность сохранения позиции – 60 секунд;
  • Подышите равномерно в стоячем положении, а на выдохе втяните живот и сядьте на пол. Сделайте вдох и сядьте на колени. При этом руки должны быть опущены вниз. Повторите упражнение 6-8 раз.

Упражнения для укрепления кифоза:

  • Сядьте на коврик так, чтобы ноги были согнуты, шея располагалась вертикально, стопы сложены вместе, а подбородок подобран. Дышите не глубоко и равномерно. Повторите комплекс 10-20 раз;
  • В сидячем положении выполняйте по 10-15 наклонов туловища вперед и назад. При этом дышите равномерно. После выполнения 5 наклонов необходимо расслабиться на 30 секунд.

Упражнения для улучшения функциональности плечевого пояса:

  • Сделайте небольшой вдох и выпучите живот вперед. На выдохе сильно втяните живот в себя. Повторяйте гимнастику 2 раза в день по 30-60 раз. Количество повторений должно постоянно увеличиваться;
  • Выполняйте вращение руками в стороны вправо и влево. Количество повторов 15-20. Одновременно с гимнастикой необходимо равномерно дышать.

Как предотвратить сутулость у школьников

Чтобы формировалась правильная осанка школьника, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • Нельзя «писать носом». При сидении за школьной партой не следует близко опираться грудью на ее край. Наоборот, необходимо стараться держать спину вертикально возле спинки стула;
  • Парта должна быть расположена на уровне нижней части груди школьника. Если она будет слишком высокой, пишущая рука будет постоянно подниматься вверх, формируя поднятие вверх правого плечевого пояса;
  • Стул следует подбирать по высоте так, чтобы он соответствовал размеру голени (вместе с обувью);
  • Сиденье по ширине должно занимать в среднем 2/3 длины бедра школьника;
  • Между спинкой и столом парты должно быть расстояние равное размеру грудной клетки школьника в передне-заднем направлении с добавлением к нему 5 см;
  • При письме ребенок должен занимать правильную позу: ноги под прямым углом, затылок приподнят, подбородок опущен, плечевой пояс расположен на одном уровне.

Нарушение осанки – сложный симптомокомплекс патологии, который затрагивает практически все органы. Его лечение требует длительности и регулярности повторений специальных гимнастических упражнений.



Copyright © 2024 Спортивный тренинг.