Триумф медведевой, прогресс коляды и провал спортивных пар. Вайцеховская vs Тутберидзе. Да пребудет с вами Сила! Елена войцеховская олимпийская чемпионка

Страшно себе представить, но я помню, как строился "Олимпийский". Бассейн был еще недостроен инфраструктурно, но там уже вовсю шла подготовка к каким-то соревнованиям - работал секретариат и девчонки чуть не плакали оттого, что здоровенные электрические пишущие машинки "Ятрань" (в обиходе у всех, кому довелось на них работать, - "Я - дрянь!") с громыханием скакали по полированным столам при каждой попытке что-то напечатать. Я вызвалась решить проблему, благо во всех подтрибунных коридорах "Олимпийского" шла укладка тартана - мягкого, пружинящего покрытия иностранного вида, цвета и названия. Помню, шла по коридору, в котором иностранные рабочие с утра до ночи резали этот самый тартан, и вдруг увидела на полу абсолютно пустынного помещения электродрель и возле нее - коробку со всевозможными сверлами.

Что такое по тем временам был классный инструмент, я, наверное, сейчас даже объяснить не сумею. Импортная дрель - это было то самое, за что любой мужик с руками не из задницы не задумываясь продал бы душу черту, а заодно маму, папу и отечество. И собственные принципы впридачу. Не спрашивайте про "купить". Купить в советской стране импортный инструмент нельзя было в принципе. Ни по блату - никак. Его просто не было.

И тут эта дрель.
В коридоре.
В котором по какому-то стечению обстоятельств не было ни одного человека. От слова "совсем".

Я шла мимо, буравя эту дрель глазами и думала: "Спереть. Спереть немедленно, убежать и не возвращаться. Если поймают - не отдавать. Ни-за-что!!!"

Завернув за угол и пройдя еще пару метров я окончательно поняла, что дура. В том плане, что дрель нужно было брать, а не разглядывать. Сейчас стыдно, а тогда я реально развернулась и пошла назад. Миновав угол, замерла: дрели в коридоре УЖЕ НЕ БЫЛО. Вместо нее был человек (кажется, итальянский), который стоял посередь коридора, чесал репу и неотрывно смотрел на то место, где две секунды назад лежал инструмент...

Воровали в том "Олимпийском" все. Даже импортные шпингалеты в сортирах. Как его при этом достроили, до сих пор не понимаю. А сейчас ломают. Реконструируют - так правильнее. Последнее мероприятие - чемпионат России по плаванию. С кучей бомонда. С почти что побитым сегодня мировым рекордом в мужском брассе. С последующей комплектацией команды на чемпионат мира в городе с ужасным корейским названием, куда я до сих пор не решила, ехать, или нет. Ехать надо, потому как ЧМ - предолимпийский. Последний перед той самой Олимпиадой, где у России может образоваться в плавании золотая медаль. Первая с... Страшно сказать, с каких лет.

К вопросам в прошлом посте, чем я собираюсь до этого заниматься. С точки зрения соревнований можно сказать, что ничем. Но есть некоторое количество интересных для меня и одновременно сложных собеседников. Сложность в том, что не хайповые они совершенно. Но раз взялась, старалась выжать из бесед максимум. На одно из этих интервью вообще чертову уйму времени убила. Сегодня закончила. Искренне меня в нем повеселил вот этот абзац:

"Женское фигурное катание сейчас находится в такой стадии, где во главе угла стоят четверные прыжки и вращения. Я называю это цирк дю Солей. И совершенно не важно, нравится это кому-то, или нет, поскольку влиять на этот процесс или как-то его контролировать невозможно. Он идет не от вас, не от меня, и даже не от вашего русского тренера, чью фамилию я не могу выговорить. А значит, всем нам остается просто наблюдать и смотреть, куда же женское катание все-таки со временем вырулит".

Остальные интервью пока по разным причинам отложенные, но тоже прикольные куски есть. Например:

"...Старые мячи были кожаными, мы их мазали бесцветным гуталином, чтобы они не намокали. У вратаря это вообще частью ежедневной работы было: сидишь и до бесконечности втираешь этот гуталин в кожу, чтобы мяч перестал быть скользким. Но они все равно намокали. И вот когда этот намокший мяч попадает тебе в голову, ощущение такое, словно он обволакивает все лицо до самых ушей, а потом отскакивает обратно вместе с кожей.
- И чем потом снимать стресс?
- Известно, чем. ..

И опять фигурное:

"...- Иногда думаю о том, что не так давно считалось нереальным сделать в одной программе все четверные прыжки, кроме акселя, но Чен ведь это сделал? Если парни начнут прыгать аксель, это почти то же самое, что пятерной тулуп или сальхов. А значит, и эти прыжки не за горами. С другой стороны, наш вид спорта не должен становиться гладиаторским боем, где поверженный разбивается насмерть. Ведь как бы то ни было, организаторы любых соревнований предпочтут видеть, как катается Ханю, а не как он убивается о четверной аксель..."

Это я к тому, что, хоть и бездельничаю, если с февралем-мартом сравнивать, но работаю. Послезавтра вот на Круглое в очередной раз поеду.

А в "Олимпийский" приходите. Три дня там еще плавательная вакханалия...

В пятницу корреспонденты "СЭ" посетили тренировочную базу "Озеро Круглое", где представители водных видов спорта готовятся к чемпионату мира.

Свой первый визит на "Озеро Круглое" (было это в конце 70-х) я помню до сих пор. Пригласил меня отец, бывший тогда главным тренером сборной страны по плаванию: "Приезжай, будут интересные артисты". В те времена такие артистические визиты к спортсменам не были редкостью. Группы поддержки всегда входили в состав олимпийских делегаций, как правило, между артистами и людьми спорта завязывались дружеские отношения, и контакты продолжались.

На "Круглом" любили бывать Татьяна и Сергей Никитины, известный композитор, автор "Московской кадрили" и "Русского поля" Виктор Темнов, бывали артисты с Таганки - Высоцкий, Золотухин, Черняев. Иногда гости появлялись на базе прямо после собственных концертов, и это воспринималось спортсменами с удвоенной признательностью.

Еще на "Круглом" имелся свой кинозал, библиотека и даже видеомагнитофон, что по тем временам было роскошью. Но самое сильное впечатление произвела на меня тогда столовая. Огромный, накрытый крахмальной скатертью стол был уставлен холодными закусками: салат из моркови с изюмом и сметаной, из свеклы с чесноком и орехами, из капусты с яблоками, домашний творог с зеленью и отдельно - с курагой, оливье, винегрет, жареные баклажаны, фаршированные кабачки, корейские морковь и капуста, язык, фаршированная и заливная рыба, фрукты, мед, орехи трех разных видов, соки...

Долгое время на собственных тренировочных сборах, где из-за весовых ограничений ужин был понятием чисто символическим, мне по ночам снился тот самый стол на "Круглом".

Появление "Круглого" в числе традиционных мест для подготовки (горной базы "Цахкадзор" и приморской - в Эшерах) создало пловцам фантастические условия для тренировок. Во всяком случае, с того самого момента, как бассейн на "Круглом" вступил в строй, на базу не допускались представители никакого другого вида спорта. Только пловцы и гимнасты.

Уже никто и не вспоминал, что первоначально "Круглое" считалось местом для проведения лыжных зачетов студентов центрального института физкультуры. В бассейне появился первый в стране гидроканал, специальные, в том числе и водные тренажеры, оборудование для видеосъемки. Медицинские обследования членов сборной проводились прямо в процессе тренировок. Все это было создано не только для элитных пловцов, тренеры тоже были элитными - Игорь Кошкин, Генрих Яроцкий, Борис Зенов, Олег Цветов, Лидия Креер...

Самым первым иностранцем, просочившимся за железные ворота "Круглого", стал некий Нильс Боунс. Швед тренировал тогда по контракту женскую сборную ФРГ, приехал на международный турнир в Москву и... упал в ноги друзьям-коллегам: "Умоляю, покажите". Под видом прибалта (потребовав предварительно клятву не произносить ни слова, если вдруг остановят) его привезли на "Круглое" на машине. Ничего невероятного Боунс, естественно, не увидел, но сам факт посещения запомнил на всю оставшуюся жизнь.

На Олимпийских играх в Москве сборная СССР по плаванию выступила фантастически - завоевала восемь золотых медалей. Незадолго до этого на переговоры с главным тренером вышел генеральный директор фирмы Speedo: предложил в качестве спонсорства оборудовать бассейн на "Круглом" всем тем, что на то время придумала спортивная промышленность. А заодно и переодеть команду (к тому времени советские пловцы имели долгосрочный контракт с дочерней фирмой "Адидаса" - "Ареной"). На вопрос, зачем Speedo такие расходы, последовал ответ шефа фирмы: "Я очень хорошо вижу, что скоро ваша команда станет сильнейшей в мире".

Но тогда этого так и не случилось. Еще через десять лет окончательно рухнул СССР, спортивные центры Цахкадзор и Эшеры, где десятилетиями традиционно готовились советские сборные, автоматически оказались за границей, а "Круглое" широким жестом одного из спортивных руководителей России было отдано под приватизацию трудовому коллективу базы. Очень скоро в гостинице появился ресторан, а в бассейне - бар и казино. По ночам на "Круглом" плясали, пили, а порой и стреляли, наутро же тренерам, прежде чем встать на бортик и приступить к работе, приходилось вычищать бассейн и сауны от следов ночного разгула.

Сейчас все это вспоминается, как страшный сон. Потом базу удалось вернуть в государственные руки, ее стали потихонечку отстраивать заново. И можно однозначно сказать, что базе повезло с нынешним руководством. Дело даже не в том, что спортивные сооружения – плавательный и прыжковый бассейны, гимнастические и фехтовальные залы - отвечают самым высоким требованиям. И не в наличии современного комплекса отелей. На "Круглом", как бывает в хорошем доме, хозяйская рука угадывается в каждой мелочи. В аккуратном рядочке сияющих велосипедов и чисто вымытых, вымощенных плиткой дорожках. В ухоженных газонах и клумбах. В красивой сервировке и вкусной еде. В необыкновенно уютных внутренних интерьерах.

Да, вы поняли правильно: рука эта – женская. Что не мешает ей быть весьма жесткой.

Полноправной хозяйкой "Круглого" вот уже третий год является бывшая спортсменка, чемпионка Европы и мира-2001 в первом тяжелом весе Ольга Домуладжанова (Горенко). До того как прийти в бокс, Ольга занималась плаванием, затем легкой атлетикой и была вынуждена оставить этот вид спорта из-за тяжелой травмы позвоночника.

Другими словами, спорт для директора базы – не просто профессия. А любовь всей жизни. Спортсмены и тренеры, приезжающие, а точнее, постоянно живущие на "Круглом", никак не могут привыкнуть к тому, что любое их желание понимается и реализуется с полуслова, а удивляться на самом деле нечему: здесь их просто очень любят. И очень за них переживают.

В субботу на "Круглом" ждали высоких гостей – министра спорта России Виталия Мутко, который намеревался напутствовать пловцов, ватерполистов и прыгунов в воду перед чемпионатом мира по водным видам спорта, который начнется на следующей неделе, и почему-то хочется верить, что выступления в Шанхае станут успешными.

Министр, в общем-то, ни при чем. Сильнее всего этих успешных выступлений ждут на "Круглом". Со своей стороны руководство базы сделало для этого все, что было в их силах. Хотя на самом деле намного больше.

В прошлом известная спортсменка а ныне журналистка Елена Вайцеховская с некоторых пор развязала войну с не менее известным тренером по фигурному катанию Этери Тутберидзе. Последняя ее статья "Победа по правилам" больше напоминает не аналитическую публикацию о спорте, а сценарий для фильма ужасов в духе Дона Манчини. Перед глазами возникает душераздирающая картина:

с виду привлекательная, а на самом деле исчадие ада, Тутберидзе выращивает в зловещей лаборатории маленьких живых кукол (или девочек-гиноидов, если придерживаться терминологии жанра). Раз в год она извлекает одну из них из пробирки и заставляет выигрывать Гран-при, чемпионаты России, Европы и мира по фигурному катанию, а затем безжалостно выбрасывает их на помойку.

В своих прежних нападках на Тутберидзе журналистка Вайцеховская позволяла себе пренебрежительные выпады и в отношении ее подопечных — в первую очередь Жени Медведевой, — что выглядело особенно гадко.

На сей раз она решила выплеснуть весь свой негатив на Тутберидзе и представить ее абсолютным злом, а Медведеву назначить на роль жертвы заодно с Еленой Радионовой.

Медведева — жертва уготованной для нее Тутберидзе участи зомби-девочки, эдакого калифа на час, призванной в течение одного сезона выиграть все возможные призы, а потом выброшенной за ненадобностью. Видимо, намек на скорое пришествие Полины Цурской.

Радионова — жертва таких вот зомби-девочек, которых коварная Тутберидзе намерена насылать на нее ежегодно. Она же и героиня, вынужденная с этими зомби мужественно сражаться.

Как тут ни вспомнить симпатичный показательный танец Лены Радионовой «Маленькая зомби»? Не иначе, как этот танец вызвал к жизни некие потусторонние силы, выбравшие в качестве среды обитания черепную коробку журналистки Вайцеховской.

В статье много умышленных натяжек. К примеру, Вайцеховская считает, что после ожидаемого в ближайшее время взросления Медведева никогда не сможет выступать так же сильно, как она выступает сейчас. То, что дано маленьким девочкам, уходит безвозвратно и навсегда. Отсюда, собственно, и весь ужастик о «лаборатории» Тутберидзе и девочках на один сезон.

В то же самое время Татьяна Тарасова, комментируя чемпионат Европы в Братиславе, высказала уверенность, что в следующем году Радионова сможет делать все то, на что сейчас способна только Медведева. Т.е. по ее мнению в фигурном катании пубертат — это не приговор, а временная помеха.

Вайцеховская — специалист по прыжкам в воду. Пишет она, конечно, о разных видах спорта, но практический опыт наработала именно там. Тарасова — один из самых опытных специалистов в фигурном катании в мире. Кому мы должны верить?

«проигрыш год назад в финале “Гран-при”, где Лена (и тоже при чистом прокате) проиграла Елизавете Туктамышевой. Все-таки в том финале у Радионовой было падение в короткой программе, а в произвольной борьба между спортсменками велась абсолютно на равных.»

При этом журналистка Вайцеховская ни словом не обмолвилась о прошлогоднем чемпионате Европы, результат которого, видимо, не пожелал укладываться в нарисованную ею схему. А ведь именно Стокгольм должен был стать для Лены Радионовой самым тяжелым испытанием.

Позволю себе небольшой экскурс в историю.

На протяжении двух сезонов Радионовой не было равных на юниорском уровне, на котором она обыгрывала все, что дышит, и сделалась пока единственной двукратной чемпионкой мира. Во взрослых турнирах тех лет ей, конечно, приходилось проигрывать самым сильным спортсменкам, но иного и быть не могло.

Хронология первого полноценного сезона Радионовой среди взрослых (2014-2015):

Победа на этапе Гран-при в США, где она, в частности, обыграла Елизавету Туктамышеву;

Победа на этапе Гран-при во Франции;

Второе место в финале Гран-при в Барселоне, где она уступила Туктамышевой (но там у Лены действительно было падение, а Туктамышева откаталась чисто);

Победа на Чемпионате России, в том числе и над Туктамышевой;

И, наконец, Стокгольм, где она откаталась чисто в обеих программах и была уверена, что победит, поскольку до того момента ТАК БЫЛО ВСЕГДА. Еще ни разу, выступая «по взрослым», она не проигрывала с чистыми прокатами. Никому. Думаю, зрители помнят ее счастливую улыбку, когда после своего выступления она сидела в кресле лидера. И как эта улыбка сделалась растерянной а потом даже извиняющейся, когда стало известно, что Туктамышева ее обошла.

В Стокгольме к Радионовой пришло осознание того, что она победима. Причем, победима не в какой-то отдельно взятой ситуации, когда она неудачно выступила, а в принципе. Подобное ой как непросто пережить девочке, имеющей стальной чемпионский характер.

Разумеется, проигрыши в наступившем сезоне тоже нанесли удар по ее самолюбию. И дело вовсе не в провальном этапе Гран-при в Китае, на котором она выступила ниже своих возможностей, и откуда едва унесла ноги, каким-то чудом — исключительно на морально-волевых — зацепившись за призовое место. Напротив: этап в Китае наглядно продемонстрировал, что Радионова вошла в пубертатный период и что с этим нельзя не считаться. Последующие турниры показали, что со своим нынешним состоянием Радионова справляется куда успешнее, чем Липницкая или, скажем, чем Туктамышева в свое время. Да, в настоящий момент она проигрывает Медведевой (в финале Гран-при уступила и Мияхаре), но ведь Медведева еще не вошла в пубертат, и осознание этого факта, как мне кажется, должно скрашивать горечь от нынешних поражений.

Но вернемся к основному ее посылу. О том, что

«на льду Братиславы столкнулись два диаметрально противоположных подхода к фигурному катанию.»

Один, надо полагать, олицетворяет ненавистная Тутберидзе (лаборатория по выращиванию зомби-девочек), а другой Инна Гончаренко (самоотверженное подвижничество и сопротивление злу).

Любопытно, что подобные конспирологические тексты, способные взорвать мозг неподготовленного читателя, кропаются журналисткой (я сознательно не употребляю слова «журналист»), освещающей фигурное катание далеко не первый год. При том, что материал для этих текстов она ухитряется извлечь из процессов, вполне естественных для фигурного катания — и не только российского, но и мирового.

Думаю, все слышали известное изречение Оби-Ван Кеноби «Да пребудет с тобою Сила!» Под Силой джедаи подразумевали не примитивную физическую силу, а некую Силу космического характера (это если очень упрощенно). Считалось, что лучи этой Силы пронизывают все живое, но восприимчивы к ним лишь единицы.

Если говорить о спорте немного иносказательно, то с помощью понятия Силы можно многое объяснить. Только люди, восприимчивые к Силе, способны достигать высот и становиться знаменитыми чемпионами, одной лишь вульгарной физической силы никак не достаточно. Наверное, самой яркой представительницей носителей Силы в фигурном катании является Ирина Роднина, в которой буквально полыхал ядерный реактор.

Однако случается, что Сила из известных спортсменов уходит, в том числе и по необъяснимым причинам.

Примеров тому более чем достаточно. Ограничимся двумя из них: российским фигуристом Артуром Гачинским и французом Флораном Амодио.

Любители фигурного катания наверняка помнят, какие надежды все мы возлагали на Гачинского, когда он только появился в поле нашего внимания: в семнадцать лет — серебряный призер чемпионата России и бронзовый (!) своего дебютного чемпионата мира, в восемнадцать — снова серебро (первым был Плющенко) чемпионата России и серебро (опять же следом за Плющенко) чемпионата Европы. Казалось, российскому безрыбью в мужском одиночном катании тех лет пришел конец. Однако на самом деле конец пришел успешной полосе Артура Гачинского. Зададимся нашим фирменным вопросом: кто виноват? Профессор Мишин? Может и его вслед за Тутберидзе призовем в армию зла?

С Флораном Амодио та же история: в 2011 г. (его второй взрослый сезон) — европейское золото, в 2012 — бронза (вслед за Плющенко и Гачинским), в 2013 — серебро. Однако в 2014 — лишь 13-е место, в 2015 — 9-е, в 2016 (практически одновременно с Гачинским) — решение об окончании спортивной карьеры.

Что-то похожее случилось после Олимпиады и с Юлей Липницкой: ее оставила Сила. Как ведут себя спортсмены в подобных случаях? Они меняют тренера. В надежде на то, что Сила вновь к ним вернется.

Гачинский ушел от Алексея Мишина к Татьяне Тарасовой, Амодио - так тот и вовсе в течение короткого периода времени обращался к услугам семи разных тренеров, Липницкая перешла от Этери Тутберидзе к Алексею Урманову.

Вернется ли к Юле Сила? Посмотрим. К Амодио вроде бы стала возвращаться, когда он, замкнув свой печальный круг, возвратился к Николаю Морозову, с именем которого связан наиболее успешный период в его карьере.

Как видим, утеря спортсменом Силы и связанный с этим переход к другому тренеру — дело в фигурном катании весьма распространенное. А лаборатория Тутберидзе — нездоровая фантазия автора рассматриваемой статьи.

Пофантазируем немного и мы.

Любители фигурного знают, что на первых порах после своего появления в ЦСКА Аделина Сотникова тренировалась у Инны Гончаренко. И только потом перешла к Елене Буяновой. А если бы не перешла?

Тогда мы бы сейчас читали душераздирающую историю о том, как воплощение ада Инна Гончаренко проводит в жизнь свои зловещие планы.

Сначала был реализован проект под кодовым названием «Аделина Сотникова». Но после того, как Аделина выполнила возложенную на нее тренером миссию и выиграла Олимпийские игры, она стала ей не нужна. И бездушная Гончаренко поставила на ней жирный крест, приступив к новому проекту под названием «Елена Радионова». Далее последует проект под названием «Багратион», ой! нет! «Буря в пустыне», ой!! нет!! «Нерушимая скала», ой!!! ну, вы поняли...

Как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Я далеко не впервые читаю журналистку Вайцеховскую, и у меня сложилось стойкое ощущение, что в первую очередь ею движет жажда скандала. Она питается скандалом, как бретерианцы питаются солнечной энергией. Причем не только в переносном, но и в самом прямом смысле — за счет привлечения трафика.

В бассейн Елена попала в 3 года, позже начала заниматься у мамы Марии Ивановны - тренера по плаванию. Из воспоминаний Елены Вайцеховской: «Мне было безумно скучно постоянно сидеть в холодной воде бассейна. Я постоянно придумывала какие-то шалости, будоражила всю группу и однажды, когда мама в очередной раз выгнала меня с тренировки, пошла в гимнастический зал - плакать. Там меня и подобрала Валентина Николаевна Дедова - тренер по прыжкам в воду». По меркам вида спорта, прыгать Елена начала поздно, кроме того, считалось, что ей не хватало гибкости и прыгучести. Справляться с трудностями помогали характер и желание во что бы то ни стало доказать родителям и всем окружающим, что она может чего-то добиться. С десятиметровой вышки Елена прыгнула впервые в жизни в 13 лет. В 16 лет у нее уже была самая сложная произвольная программа в мире. В 1974-м стала чемпионкой СССР, бронзовым призером чемпионата Европы. На следующий год заняла 4-е место на чемпионате мира. При этом на Летние Олимпийские игры 1976 года Елена попала почти случайно. Из-за болезни она неудачно выступила на отборочном чемпионате страны, и после долгих дискуссий (и убедительной победы в контрольных соревнованиях над пятью претендентками на единственную свободную вакансию) ее включили в сборную третьим номером. Предполагалось, что для дебютантки успехом будет даже место в восьмерке.

В Монреале Елена Вайцеховская выиграла золотую медаль, став первой советской олимпийской чемпионкой среди женщин. По оценке Сергея Вайцеховского (в то время - главный тренер сборной СССР по плаванию), на соревнованиях проявилось главное качество дочери: умение добиться максимального результата именно тогда, когда все препятствует этому.

Уход из спорта

В 1978 году карьера Елены Вайцеховской вынужденно закончилась: накануне чемпионата мира при неудачном входе в воду спортсменка получила тяжелую травму - разрыв плечевого сустава. Дальнейшие попытки продолжать прыгать были малоуспешными. В 1980 году за месяц до Игр в Москве 22-летняя Елена ушла из спорта. По словам самой Вайцеховской, победив на Олимпийских играх и добившись тем самым максимального спортивного результата, она почти полностью потеряла интерес к прыжкам в воду. Елена окончила Государственный центральный институт физической культуры в Москве, в который поступила еще в 1975 году, сразу после окончания школы. Вайцеховская собиралась продолжать учебу в институте иностранных языков или в крайнем случае - на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Отговорил это делать отец, объяснив, что для качественной учебы в таких вузах придется бросить спорт, а для дальнейшей работы, которая наверняка будет связана со спортом, анатомию, физиологию и спортивную медицину желательно знать досконально. После защиты диплома Вайцеховская год работала детским тренером, после чего стало понятно, что эта деятельность не приносит удовольствия и пользы. Елена пробовала работать на телевидении - комментировала соревнования, готовила и вела выпуски новостей. Также ездила с командами переводчиком (кроме английского, выученного в спецшколе, освоила французский и немецкий языки). Вышла замуж, родила троих детей (Елену, Алексея и Алину). Двое младших родились в Мурманске - там четыре года служил муж-офицер). В конце 1988 года семья вернулась в Москву.

Журналистская деятельность

Осенью 1989 года Елена Вайцеховская начала работать штатным корреспондентом газеты «Советский спорт». Первое большое интервью («Я написал секретное письмо») взяла у собственного отца, тренера по плаванию Сергея Вайцеховского. Не раз отмечала, что это задание стало самым сложным из тех, что приходилось выполнять за всю журналистскую жизнь. В 1991 году с группой журналистов ушла из газеты, чтобы создать новое СМИ - «Спорт-Экспресс», где работает по сей день. Карьера в «Спорт-Экспрессе» началась с интервью с Раисой Максимовной Горбачевой, за которое прислали благодарность из Кремля. В 1992 и 1996 годах Вайцеховская признавалась лучшим спортивным журналистом России. В качестве обозревателя газеты работала на пяти Олимпийских играх, множестве чемпионатов мира. Пишет о плавании, фигурном катании, гимнастике, борьбе, штанге, хоккее, лыжных гонках, биатлоне. Ее принцип в журналистике - открывать спорт для болельщиков через выдающихся личностей, раскрывать психологию борьбы и людей.

Считает, что журналистика не может быть объективной, а журналист может быть интересен только своей точкой зрения.

По мнению Вайцеховской, профессия сейчас переживает не лучшие времена: «С развитием интернета и с появлением огромного количества изданий появилось такое количество людей, считающих себя журналистами, что иногда я ловлю себя на мысли, что представляться журналистом уже просто не прилично становится. Уровень профессии, в том числе и ее моральные принципы, упали до такой степени, что люди зачастую готовы абсолютно на все, лишь бы выдать какую-то сенсацию или скандал. И поскольку у таких людей очень высокая активность, то нормальные журналисты, люди со своими принципами, с уважением относящиеся к профессии, на этом фоне теряются».

В 1992 году Е.С.Вайцеховская была введена в Зал спортивной славы плавания в США. Является членом пресс-комиссии Международной федерации плавания (ФИНА) и Международной федерации борьбы (ФИЛА). В 2000 году была награждена Бронзовым орденом ФИЛА как лучший журналист, пишущий о борьбе.

В 2005 году за большой личный вклад в популяризацию физической культуры, спорта и спортивных достижений Елена Вайцеховская была награждена медалью Николая Озерова.

Живет и работает в Москве.

Библиография

  • 2006 «Штрафной круг Александра Тихонова».

Автобиографический труд Александра Тихонова, подготовленный при активном участии и помощи известного спортивного журналиста Елены Вайцеховской.

  • 2007 «Слезы на льду», издательство «Амфора», Спб, 2007.

Книга о том, как всходили на Олимп прославленные российские фигуристы, и какова была цена победы. Герои: Оксана Грищук и Евгений Платов, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Татьяна Навка и Роман Костомаров, пара Людмила Белоусова - Олег Протопопов, Евгений Плющенко, Алексей Ягудин, Ирина Слуцкая, Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Тамара Москвина, Ирина Роднина, Алексей Мишин.

  • 2008 «Мои Олимпийские игры», издательство «Эксмо», Москва, 2008.

Взгляд на Олимпийские игры изнутри чемпионки Елены Вайцеховской.

  • 2011 «Москвины. Лед для двоих», издательство «Амфора», Спб, 2011.

Книга о выдающихся тренерах по фигурному катанию Игоре Борисовиче и Тамаре Николаевне Москвиных. В основе - личные беседы заслуженного мастера спорта, олимпийской чемпионки и обозревателя газеты «Спорт-Экспресс» Елены Вайцеховской с тренерами, их родными, учениками и коллегами.

В моем понимании до этого спорт и журналистика были не связаны. «Журналисты - творческие люди, а спортсменам на творчество не хватает времени»,- думала я. И ошибалась. Оказалось, что даже после упорных тренировок, соревнований, победы на олимпиаде можно переключиться и пойти писать в газету про таких же спортивных звезд и звездочек. Причем делать это с большим пониманием, ведь она была на их месте.

Мне повезло пообщаться с Еленой Сергеевной, которая сейчас работает специальным корреспондентом «Р-Спорт» МИА «Россия сегодня», и узнать много нового о секретах профессионального мастерства.

- Скажите, что для вас было самым сложным в начале карьеры журналиста?

Самое сложное было убедить главного редактора, чтобы под моими заметками не стояла приписка «олимпийская чемпионка».

Я не заканчивала журфак и не знала каких-то профессиональных азов. И мне казалось, что, когда пишут «олимпийская чемпионка», это как бы такое извинение, которое подразумевает, мол, заметка - полная ерунда, но зато олимпийская чемпионка.

Мне было страшно обидно, казалось, что это меня настолько унижает, как человека, который считает себя журналистом. А потом, когда со временем я поняла, что могу, что у меня получаются действительно какие-то хорошие вещи, что меня хвалят люди, с которыми работаю, начинают воспринимать меня всерьез, то в определенный момент почувствовала, что мне без разницы есть эта приписка или нет. Но первое время было страшно болезненно.

Ваш принцип в спортивной журналистике - открывать спорт для болельщиков через выдающиеся личности. Но сейчас глубоких интервью стало меньше. С чем это связано?

Сейчас просто идет такая тенденция: не могу сказать, что она плохая, она другая. Считается что общество наше живет на таких скоростях, что воспринимать большие блоки информации становится не то, чтобы сложно, а просто стараются в человека максимально быстро информацию вбить. Наверное, это правильно. Особенно учитывая то обстоятельство, что сейчас мы все живем с гаджетами. Я, например, когда в фейсбуке вижу какой-нибудь ролик, то мне хватает 2-3 секунд, чтобы понять буду его смотреть или нет. Это сложная работа заинтересовать человека вот просто взять с самого начала и не отпустить.

А что касается больших текстов – на них всё равно есть спрос, как бы общество не эволюционировало – люди всё равно читают книги, большие тексты, людям всё равно интересны какие-то фигуры.

- Выходит, нет необходимости уходить из этого жанра?

Я допускаю, что если я напишу большой текст, встретив какого-нибудь перворазрядного спортсмена, то скорее всего, его никто не будет читать. Потому что если у тебя интервью с человеком и половину текста нужно объяснять кто этот человек, то надо быть реалистом – это не будут читать. А если взять Антона Шипулина, то сколько бы интервью с ним не было, всё равно всё читают. Потому что Антон - человек известный и всем интересно: чем он дышит, что он ест на завтрак, как зовут его детей, как он проводит своё свободное время. Это если брать такой огромный срез. Но при этом существует большое количество людей, которых Антон интересует профессионально. Как он тренируется? Как он смотрит на подготовку? Как он вообще смотрит на спорт? Вот скажем это то, чем занимаюсь я. Мне не интересно как зовут его собаку. Мне интересно, допустим, почему он в этом сезоне все проиграл. А дальше всё просто: ведь есть же статистика. Ты всегда видишь: читают ли твой материал. И я четко вижу, что пока мои материалы читают, не вижу необходимости уходить из этого жанра. Хотя очень многие считают, что он отмирает.

- Есть мнение, что спортивному журналисту не стоит дружить со спортсменами. А вы как считаете?

Спорт - это такое очень яркое занятие и когда человек со стороны к нему приходит, ему кажется счастьем великим, что он получил возможность видеть людей, дотрагиваться до них, разговаривать с ними. И если вдруг эти отношения переходят в дружеские, то это вообще всегда воспринимается как «о, я поднялся на этот же уровень».

Я много раз видела, как журналист начинает себя тоже относить к этой группе, считать, что он такой же как они. А он не такой же и никогда таким не будет! Это не его жизнь, он в этом кругу никогда не будет своим!

Мне, вроде бы, легче. Я - олимпийская чемпионка и у меня есть основания считать, что могу быть в том кругу своим, но это тоже не так. Потому что у них отдельная жизнь и моя задача смотреть на нее со стороны. Когда смотришь как друг, ты заранее прощаешь людям многие вещи, ты заранее видишь в их поступках не совсем то, что видел бы, когда тебе безразлично, кто перед тобой. Ну это нормально, собственно, как и в обычной жизни, когда мы смотрим на близких людей, то не замечаем кучу вещей, когда мы смотрим на незнакомых, то те же самые вещи начинают нас дико раздражать. Поэтому если говорить об объективности, то лучше оставаться немного в стороне, иначе очень быстро эмоционально выгораешь.

- Вы лично сталкивались с подобным?

Да, я через это тоже проходила. Вот заканчиваются соревнования, и у тебя наступает депрессия. Потому что ты понимаешь, что этот праздник, когда ты чувствовал себя вот там, в этой красивой жизни – закончился. Они уезжают дальше, а ты остаешься один. До тебя никому нет дела, ты никому не нужен. И вот в этот момент начинается конъюнктивный диссонанс «как же так, я считал, что мы друзья, а я никому не нужен». А когда ты не пытаешься стать в этой среде другом, то это тебя обходит стороной и проще, действительно, во всех отношениях в работе, если рассчитывать на то, чтобы работать долго.

- Назовите самые важные на ваш взгляд качества, которыми должен обладать журналист?

В первую очередь он не должен быть ленивым. Потому что очень часто случается, особенно когда пишешь долгое время об одном виде спорта, журналисту начинает казаться, что он уже всё знает. Знает почему это происходит, почему кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, он знает, или считает, что знает, что ему расскажет тренер, что думает спортсмен. А мой опыт говорит о том, что, когда спрашиваешь, очень часто слышишь совершенно неожиданные объяснения, слова, мнения. И чтобы избежать неприятной ситуации, когда ты написал одно, допустим, кого-то раскритиковал за проигрыш, а потом выясняется, что человек сломал руку по ходу дистанции, или упал, или потерял палку, если говорить, к примеру, о биатлоне. Поэтому лишний раз спросить, я считаю, это только на пользу и всегда это надо делать.

Еще мне кажется, журналист не должен бояться задавать дурацких вопросов. Мой личный опыт говорит о том, что на дурацкие вопросы очень часто бывают самые интересные ответы. Потому что, задавая дурацкий вопрос, ты даёшь человеку понять, что тебе это реально интересно. И с тобой начинают совершенно иначе разговаривать, потому что всегда с журналистом интересно разговаривать, когда собеседник видит, что его слушают, а не просто задают вопросы по списку.

Вот собственно и всё, всему остальному легко научиться.

Ваш отец, великий тренер Сергей Михайлович Вайцеховский сказал: на соревнованиях проявилось главное качество дочери - умение добиться максимального результата именно тогда, когда всё препятствует этому. О ком из спортсменов вы тоже самое можете сказать?

Все спортсмены, которые выходят на совсем высокий уровень, как правило, обладают этим качеством. Потому что, когда ты выходишь на уровень, чтобы выиграть и бороться за медаль чемпионата мира, появляется огромное множество помех. Я даже не говорю сейчас о соперниках. Когда спортсмен выходит к главным стартам на пик формы, то в этом состоянии организм становит очень уязвим. Достаточно, чтобы на тебя кто-то чихнул в самолете, и ты подхватишь вирус, который если у нормального человека может развиваться в течении нескольких дней, то у спортсмена, который находится на пике формы, это проходит в течении нескольких часов. Александр Карелин как-то сказал, что состояние спортсмена перед Олимпийскими играми – это состояние человека, который готов ко всему: к тому, что не придёт автобус, что случится землетрясение и начнётся эвакуация, что у него украдут трико и борцовки, что соперник ему нахамит или что соревнование, перенесут по времени. Он назвал это одной фразой: «готовность к землетрясению». И если ты не умеешь в этой обстановке концентрироваться и собираться, то ты никогда ничего не выиграешь. Поэтому идет естественный отсев. И чем выше уровень, тем меньше людей туда добирается.

- Сейчас многие тренеры и спортивные чиновники не пускают молодежь в сборные команды страны.

Это смотря в каких видах спорта. Есть виды спорта, например, биатлон, где действительно считается, что человек сначала должен дорасти до взрослой команды. А у меня на этот счет мнение очень простое: если ты в 18 лет достаточно силен, чтобы со всеми бороться, то выходи и борись. И если ты их обыграл, то сборная команда от тебя никуда не денется, даже если ты дебютировал где-то и выступил неудачно. Если ты силен и уверен в себе, то ты всё равно туда вернешься, просто за это надо биться. А биться на этом уровне очень тяжело, поэтому многие спортсмены предпочитают объяснять себе, когда у них что-то не получается, что им не дают дорогу.

В спорте никто никому не дает дорог. Иди, пробивайся, отталкивай соперников и стремись вперед. Всё! Спорт ведь очень простая штука на самом деле. Жесткая и простая. Могу снова процитировать Карелина, в своё время он очень хорошо сказал: «Спорт – это высшая степень проявления человеческого эгоизма». Потому что если ты хочешь быть первым, то тебе абсолютно наплевать, что первым хочет быть ещё кто-то. Ты просто выходишь и берешь своё.

Вы взяли олимпийскую высоту, стали лучшей в спортивной журналистике. А появлялось ли у вас желание бросить журналистику?

Конечно. Миллион раз! Просто бывают разные конфликты, не потому что у кого-то несносный характер, а просто сама ситуация.

Мне папа в своё время объяснил: «Ты будешь работать с людьми, которые борются за то, чтоб стать лучшими в мире. И если человек проигрывает, то в этот момент у него рушится вся его жизнь. И в такой момент ты должна понимать, что разговариваешь с человеком, у которого реально рухнула вся его жизнь. Тебя могут обругать, на тебя могут наорать, тебя могут послать, и твоя задача – научиться пропускать всё это мимо ушей, потому что то, что говорит человек в момент поражения – абсолютная неадекватность». И это действительно так.

Но мне этому пришлось долго учиться. Скажем так, у меня были ситуации, когда это было настолько унизительно, оскорбительно, больно... И была только одна мысль: больше – никогда. Хотя потом мы зачастую становились друзьями. Хоть мы с вами и говорили, что не должно быть дружеских отношений, но они всё равно есть. Они строятся на уважении и доверии друг к другу. Когда спортсмен уверен, что журналист его не подставит, а журналист понимает, что он не должен ему помешать.

- А вам никогда не хотелось взять интервью у себя самой?

У меня был такой опыт. Когда моему хорошему другу позарез нужно было сделать интервью. А я улетала. И когда я прилетела, то выяснялось, что нет Интернета (это было много лет назад, когда эта проблема действительно существовала). А время очень поджимало. Я поняла, что связи у нас нет никакой: мобильных телефонов тогда не было, но я перед этим спросила какого размера должно быть интервью и просто написала вопросы и на них ответила. Получилось вполне прилично.

- Это было тяжело?

Нет, на самом деле человек лучше всего знает самого себя. Я много раз давала интервью, поэтому я совершенно четко знаю, о чем не говорила никогда. В чем сложность, когда ты берешь интервью у известного человека? Ты должен понимать, что до тебя с ним говорили десятки людей, и что он о себе практически всё уже рассказал.

Идти и брать интервью, чтобы только поставить галочку – неинтересная работа. А чтобы было интересно, нужно шевелить мозгами. Естественно пытаться разговорить. У меня такой интересный опыт был, когда я работала в газете «Спорт-Экспресс» и писала про фигурное катание. Тогда Татьяна Анатольевна Тарасовна была тренером, и у неё постоянно были спортсмены, которые всё выигрывали. Получалось так, что я с ней делала большие интервью минимум раз в год, а то и два. Я сделала это своего рода игрой: чтобы каждое последующее интервью не повторяло предыдущее. Это сложно было, но интересно.

Я до сих пор иногда думаю, что, если все интервью взять и просто выпустить отдельной книжкой – получится очень хороший учебник тренерского искусства. Не зря ведь говорят, что если ты не можешь заниматься тем, что тебе нравится, значит сделай так, чтоб тебе нравилось то, чем ты занимаешься. Как только ты меняешь свою психологию и понимаешь, что ты занимаешься работой, которая доставляет тебе удовольствия, то сразу становится легко.

Слушаю вас и кажется, что все просто. Но для этого нужен опыт. Поделитесь секретом того, как вы все успеваете: по работе и в домашних делах. Еще ведете свой блог, общаетесь с читателями.

Когда я не успевала с уроками и училась в спецшколе,то у меня сидела в голове мысль, что нужно уйти в спортивный интернат, что там будет проще, там будет хорошо, не нужно учить кучу предметов и т. д. И тогда папа мне сказал: «Положи на стол секундомер и посмотри сколько времени ты делаешь уроки». И тогда я обнаружила интересную вещь, что я села делать уроки, отвлеклась на какую-то книжку, которая лежит возле меня, пошла на кухню и налила себе чай, по дороге остановилась перед телевизором, потом села, выяснила, что ручка лежит где-то в другом месте, я пошла за ручкой… На все эти переходы у меня уходило огромное количество времени. И мне стало интересно: за сколько времени я могу сделать уроки. Я всё подготовила, прежде чем засечь время. Результат меня очень удивил, оказалось, что уроки я успеваю сделать за 40 минут. Получается, когда ты на это настроен.

Самое главное в чем хорош спорт: он учит грамотно организовывать своё время. Потому что времени постоянно не хватает. У спортсмена, даже если он тренируется 3-4 часа в день, всё равно весь день расписан. И вот эта привычка осталась у меня на всю жизнь. Я как-то не прилагаю усилий к тому, чтобы всё организовывать.

Например, люблю ходить пешком, понимая, что полезно и при ходьбе всё очень хорошо укладывается в голове. Если я, например, иду пешком на работу пару остановок, то успею в голове полностью выстроить весь свой день. Если я работаю дома, то это всегда сочетается с какими-то хозяйственными делами. Потому что невозможно сидеть, не вставая и расшифровывать часовую запись разговора, просто голова устаёт. Я разделяю этот процесс. Допустим, 15 минут я работаю, 15 минут занимаюсь домашними делами. И получается, что всё делается. И это как раз освобождает кучу времени. Вот я, допустим, к трем часам дня совершенно спокойно могу завалиться в кровать с книжкой, либо с компьютером или включить телевизор и не делать вообще ничего. Я обожаю ничего не делать!

Вот так, кто бы мог подумать, что все секреты успешного спортивного журналиста на поверхности. Не нужно изобретать велосипед заново, ведь оказалось, что чем проще, душевнее и главное с пониманием ты общаешься со спортсменом, тем ярче и интереснее будет текст. Елена Сергеевна открыла мне глаза на многие важные вещи, прибавила уверенности. И даже оставила свой номер телефона и адрес электронной почты, сказав на прощание, что она всегда на связи и если нужна будет помощь или совет, то могу звонить и писать. Для начала показала это интервью.



Copyright © 2024 Спортивный тренинг.