Конспекты индивидуальных занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста. план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Конспекты занятия при заикании Конспект логопедического занятия с заикающимися дошкольниками

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания подготовительная группа.

Фонематическая тема: «Дифференциация звуков Ж и Ш в словах».

Цель :

  • учить различать согласные звуки Ж и Ш в словах.

Задачи:

  1. Учить слухо-произносителной дифференциации Ж и Ш.
  2. продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
  3. продолжать знакомить с термином « звук»
  4. учить выразительно, исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
  5. формировать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  6. формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

  1. Предметные картинки на звук Ж и Ш.
  2. Тетрадь для логопедической работы

Ход занятия:

1. Логопед предлагает ребёнку послушать внимательно стихотворение:

Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки,
Ёж доволен, сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.

Откуда взялся дождик?

Что сделал дождик7

Что случилось с ёжиком?

Следить за тем, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.

Обратить внимание на то, что ребёнок выделял интонационно звук Ж в стихотворении. Прочитать стихотворение ещё раз с установкой на запоминание.

2. Упражнение на расслабление, снятия, мышечного тонуса « Деревья шумят»

Юра сейчас мы с тобой сделаем очень интересное упражнение. Повторяй за мной:

Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны.

(под музыку)

3. Развитие фонематического слуха. Сравнение артикуляции (общее и различие)

Дидактическое упражнение « Узнай по описанию» Логопед просит ребёнка отгадать по артикуляции, что это за звук.

Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.

  • горлышко молчит.

Повтори, пожалуйста, и произнеси звук.

Что это за звук?

Какой он?

Ребёнок: -ш-ш-ш- это звук Ш, согласный, всегда твёрдый, глухой.

Логопед показывает артикуляцию звука Ж.

  • губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
  • широкий язычок на верху, образует» чашечку»
  • тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
  • горлышко работает.

Повтори за мой и произнеси.

Что это за звук?

Ребёнок: -ж-ж-ж звук ж,согласный,всегда твёрдый, звонкий

4. Дифференциация звуков Ж и Ш.

Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».

Юра, я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук Ж, хлопни в ладоши.

  • Ж, ш, ш, ж…,
  • Жа, ша, жо…,
  • Жора, шуба, кошка, ёжик…,

Игра «Наоборот».

Я буду произносить слова со звуком Ш, а ты наоборот со звуком Ж

  • Ша ———Жа
  • ЖА———Ша
  • Жи———-Ши
  • Ши———Жи…

Повторение серии слогов:

  • Жа-ша-жа,
  • Жа-жа-ша,
  • Ша-жа-жа,

Закончи слово подходящим слогом:

  • ШИ (жи)
  • ГРУ….(ши)
  • Лу….(жи).,
  • Лы…(жи),
  • У…(ши),
  • У…(жи),
  • Ер…(ши),
  • Экипа…(ж)
  • Камы…(ш)

Пары слов.

Назови те звуки в парах слов, которыми слова отличаются друг от друга:

  • ЖАР — ШАР
  • ЖАЛЬ – ШАЛЬ
  • ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ

Разложи картинки.

Разложи картинки на две стопки:

Предметы, в названии которых есть звук Ш, и предметы в названии которых есть звук Ж.

Логопед называет слово целиком,а ребёнок называет его по звукам.

  • КОШКА
  • ЛЫЖИ…

Чистоговорки.

Чистоговорки на звуки Ш и Ж.

Учить при произнесении последнего слога интонационно выделять звук Ш и ж.

  1. Ши — ши – ши, что шепчут камыши.
  2. Ша – ша – ша, это утка, выходи из камыша.
  3. Ше — ше – ше, нет уж утки в камыше.
  4. Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
  5. Жу – жу –жу,как–то уж пришёл к ежу.
  6. Жи – жи – жи, мне ежаток покажи…

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук Ш и Ж.

Дидактическое упражнение «Подари Жанне подарок».

Юра, давай с тобой подарим Жанне подарки на звук Ж в начале слова, и на звук Ш в середине слова.

Я подарю Жанне:

  • жёлудь
  • жаворонка

Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки Ж и Ш.

Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является...

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова "Заикание у дошкольников" (М., 1978).

Сущность заикания

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую "механическую поломку" звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал "сшибкой".

Образовавшийся в результате такой "сшибки" больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: "Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?"

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: "Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются". Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей "молодости", и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Симптомы заикания

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти "чужеродные" звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются "а", "э", "вот", "ну", "и".

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом , рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.

Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и "прожить" с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Подготовительный период

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок "Теремок", "Колобок", "Три медведя" и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: "Я учусь говорить медленно". "Я учусь говорить громко".

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: "Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы".

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: "Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли". Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: "У меня карандаш". "Я рисую". "Жила-была коза, и было у нее семеро козлят". С детьми желательно проговаривать "Теремок", "Колобок", рассказ М. Пришвина "Храбрый ежик", стихи А. Барто "Зайка", "Мишка". Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по "Азбуке".

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: "Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять". И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: "У меня белка". Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой "Весна". В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах "Веселые картинки", "Мурзилка").

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Тренировочный период

Тренировочный период — это главный период в работе по устранению заикания. Его цель — освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.

Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, и т. д. Главное для родителей — уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.

Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.

Утром

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.

— Женя, что у меня в руках?
— Мяч.
— Лови! (Женя ловит).
— Женя, что ты сделал?
— Я поймал мяч.
— Бросай мне (Бросает).
— Что ты сделал?
— Я бросил мяч.
— Какой это мяч?
— Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово "резиновый" ребенок бросает мяч). Следующее упражнение — приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.
— Что ты будешь делать?
— Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.
Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз — приседание.
— Женя, что ты сделал?
— Я присел на корточки. На счет два — выпрямление.
— Женя, что ты сделал?
— Я встал на носочки.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:
— Кто это?
— Это девочка.
— Что делает девочка?
— Девочка играет с куклой. Следующая картинка:
— Кто это?
— Мальчик.
— Что в руках у мальчика?
— В руках у мальчика удочка.
— Что делает мальчик?
— Мальчик ловит рыбу.
В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.
От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской "Не взяли на рыбалку".
Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:
— Женя, что изображено на картинке?
— На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.
— Где живет мальчик? В городе или в деревне?
— Мальчик живет в деревне.
— Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?
— Они пошли ловить рыбу.
— Что у них в руках?
— В руках удочки.
— Кто еще хотел ловить рыбу?
— Этот мальчик.
— Взяли или нет его?
— Не взяли, и он плачет.
— А что делает сестренка?
— Улыбается.
По мере разбора картины вопросы усложняются.
Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы "а". Начертите на листе бумаги букву "а" и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:
— Женя, что ты делаешь?
— Я вырезаю букву "а".
Вместе громко произнесите "а-а-а-а".

В. М. Лыков

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

В. Лыков

Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации. Отсюда цель - найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся - это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста - Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа; 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); 7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию» . Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап - ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап - проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап - завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау характеризуются определенной схожестью - в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А.Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями). Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.

1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель - привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи.

4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи - предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о всем процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

Таким образом, в методике, предложенной Н.А.Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. Здесь хорошо показаны возможности того, как на одном разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществлять коррекционную работу по преодолению заикания у детей.

С.А.Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся . Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).

При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором - предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала- направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.

Как видим, методики Н.А.Чевелевой и С.А.Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е.Левиной). Только Н.А.Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А.Миронова - в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать совершенно правильным в логопедической практике.

Методика Селиверстова В.И. преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути является комплексной системой логопедических занятий с детьми, так как предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции - работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому необходим в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а с другой стороны - от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду» и, прежде всего, с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участие детей в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения (в частности - магнитофон). Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.

В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.

В частности Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (4-6 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (4-5 недель) и отраженной речи (4-5 недель); вопросно-ответной речи (8-10 недель); самостоятельной речи (8-14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

В предложенной системе различных игр, по мнению автора, «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».

Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской. Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

В пособии предложена система целенаправленных игровых приемов и ситуаций, которые, по мнению авторов, «формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях».

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе вопросно -ответной речи.

«Путешествие в волшебный лес» Лексическая тема: «Дикие животные»

Гичко Ольга Михайловна.

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района г.Санкт -Петербурга.

Коррекционно - образовательные цели:

1.Закрепление представления о диких животных.

2.Активизация словаря по теме: дикие животные,

3. Построение предложения с предлогами: в,из, на, с, за, из-за,образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными, употребление предложного падежа существительного, подбор глагола к существительному, согласование числительных с существительным.

4.Закрепление навыка звукового анализа слов.

5. Закрепление знания об образе буквы.

6.Закрепление умения правильно задавать и отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционно - развивающие цели :

1.Развитие длительного речевого дыхания, Развитие просодических компонентов речи.

2.Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

3.Развитие оптико-пространственных представлений

4.Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки.

5.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

6.Развитие эмоциональной сферы детей, воображение.

7.Развитие мышечного тонуса, мимической мускулатуры.

Коррекционно - воспитательные цели:

1.Воспитание устойчивого интереса к занятию, инициативы, стремление к активной деятельности,

2. Воспитание чувства товарищества-коллективизма.

3.Воспитание гуманного отношения к диким животным.

Оборудование:

Магнитная доска, компьютер, фланелиграф с набором деталей по теме: « Зима»(снежинка, дерево, падает снег, сугроб,дятел,синичка)

Аудиозапись « Зима»« Релаксационная мелодия»,

Костюм Старичка -Лесовичка.

Модули - пеньки, снежные комки, дорожка со следами,

Предметные картинки с изображением диких животных

Картинки с изображением жилища животных (нора, логово, дупло, куст.)

Картинки с изображением эмоции: грусть, недовольство, удивление, радость.

Картинки с изображением зайца: на пеньке, спрыгнул с пенька, в сугроб, вылез из сугроба, за деревом, из-за дерева.(для индивидуальной работы по количеству детей)

В цветной конверт вкладывается картинки с изображением дикого животного в количестве 5 штук(волк, лиса, заяц, белка,)

Предварительная работа:

Знакомство с эмоциями. Работа над длительностью речевого выдоха. Закрепление навыка правильно пользоваться компьютером. Чтение художественной литературы по теме: « Дикие животные».

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте.

А теперь вспомним как надо правильно и красиво говорить:

1. Внимательным будь, другим не мешай сначала послушай потом отвечай.

Проговариваем сопряжённо. Расходятся к месту. Сели на стульчики.

2 .Релаксация под музыку.

Логопед: Дети, посмотрите и представьте, что мы в зимнем лесу. (Включаем музыку)

Закроем глазки и послушаем музыку.

Музыку выключаем. Глаза открываем.

Логопед: - Какая звучала музыка?

Дети: Музыка звучала нежная. Музыка звучала красивая. Музыка звучала

спокойная.

Логопед: А что вы себе представили под звуки этой музыки?

Изображение картинок на доске.

Дети: Падает снег, кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья,

где-то пролетела птичка и т. д.

3. Речь с движениями: «Мы пришли в зимний лес».

Логопед: Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, мы с вами погреемся.

Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся. И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас! Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.

4.Загадки о диких животных

Из-за елки выходит лесовичок.

Я старичок -лесовичок по лесу хожу за порядком гляжу.

Здравствуйте ребятки, я рад, что вы пожаловали в мои владения?

Лесовичок.:- А вы знаете, кто живет в моем лесу? Дети:- Да!

Лесовичок: Вам я загадаю загадки.

Отвечать будем по одному, на кого я покажу.

Садитесь на пенёчки и слушайте.

1.Посмотрите-ка, какая - Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)

2.День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет.

Ходит - бродит он молчком, Уши серые торчком. (Волк)

3. На сучке висит грибок.Кто его повесить мог?

Я раздвину ельник мелкий, Затаюсь - увижу … (белку).

4.У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц)

5. Он большой и косолапый, Говорят, сосёт он лапу.

Громко может он реветь, Что это за зверь? (Медведь). - все вместе.

Дети отгадывают загадки.

Молодцы. Вы хорошо умеете разгадывать загадки.

Лесовичок: Как назвать этих животных? Дети: Дикие животные.

Лесовичок: Почему их так называют? Дети- Они живут в лесу.

Лесовичок: Ой, засиделся я с вами сбегаю, проведаю свои владенья и вернусь, а вы погуляете.

5.Упражнение на дыхание Логопед: А мы подышим свежим, морозным воздухом.

Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают.

Ах! Какой морозный воздух.

Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.

В зимнем лесу очень красиво. Все покрыто белым, пушистым снегом.

6. Психогимнастика Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру. (карточки с мордочками на доске)

Логопед: Что случилось? Что кругом? Шум и гам со всех сторон это зайка прискакал.

Он от мамы убежал.Зайка маленький, не всегда слушается, и бывает мама

его ругает или наказывает. А когда он послушный мама его хвалит, ласкает.

И от этого у зайки бывает разное настроение. Я буду называть вам зайкино

настроение, а вы выберете нужную карточку.

Логопед: Сидит зайка на пеньке и грустит:

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Дети показывают мимику грустного настроения

Логопед: потерялся в лесу и не может найти свою маму, рассердился на себя.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику сердитого настроения

Логопед: зайка увидел знакомую белочку.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику удивления.

Логопед: не грусти мы с тобой поиграем и поищем маму.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают улыбку. Молодцы!

7. Игра в снежки «Мы немножко отдохнём и в снежки играть пойдём»

Логопед предлагает коробку со снежками.

Логопед: Дети возьмём в руки снежок. Слепим комок и бросим. Отряхнём снег с рук.

Дети выполняют движения.

8. « Куда спрятался зайка?» (Построение предложения с предлогам: в, из, на, с, за, из-за,)(с картинками)

Зайка побежал искать свою маму,а мы сядем за стол. Выберете себе картинки, рассмотрите. Напоминаю. Я буду спрашивать, а вы отвечать полным предложением.

Логопед задает детям вопросы:

Куда прыгнул твой зайчик? - Мой зайчик прыгнул в сугроб.

Откуда вылез твой зайчик? Мой зайчик вылез из сугроба.

Где стоит твой зайчик? - Мой зайчик стоит на пеньке.

Откуда спрыгнул твой зайчик? - Мой зайчик спрыгнул с пенька

Куда спрятался зайчик? - Зайчик спрятался за дерево.

Откуда выглянул зайчик? - Зайчик выглянул из-за дерева. Умница!

9. Игра «Чьи Следы» (образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными)

Лесовичок: Я,вернулся, мне нужна ваша помощь. Звери наследили по всему лесу и запутали меня. Не знаю где, чьи следы? Никого найти не могу.

Лесовик: Выберите себе следы. Дети выбирают и встают около следов.

Лесовичок: Чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - я выбрал заячьи следы.

Лесовичок: А,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал беличьи следы.

Лесовик: Стас,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал волчьи следы.

Лесовичок: Саша,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал лисьи следы.

Ребята, идите по тем следам, которые вы выбрали, а мы посмотрим, куда приведут вас эти следы.

Дети пошли по следам и остановились каждый у своего места.

Лесовичок: Куда тебя привели лисьи следы?

Ребёнок: Лисьи следы меня привели к лисьей норе.

Лесовичок: Куда тебя привели беличьи следы?

Ребёнок: Беличьи следы меня привели к дереву с беличьим дуплом.

Лесовичок: Куда тебя привели заячьи следы?

Ребёнок:заячьи следы меня привели к кусту.

Лесовичок: Куда тебя привели волчьи следы?

Ребёнок: Волчьи следы меня привели к волчьему логову.

10.Игра « Где кто живёт?» (употребление предложного падежа существительного) (Перекрёстный опрос.)

Логопед: Ребята, а теперь вы будете задавать друг другу вопросы про своего животного и отвечать на них.

Дети задают вопросы друг другу.

Саша: где живёт волк?

Ребёнок: Волк живёт в логове.

Стасик: Где, живёт лиса?

Ребёнок: Лиса живет в норе.

Устья: Где живёт белка?

Ребёнок: Белка живёт в дупле

Кирилл: Где прячется зайка?

Ребёнок: Зайка прячется под кустом.

Богдан: Где зимует медведь?

Ребёнок: Медведь зимует в берлоге.

11.« Кто выполняет эти действия?» (подбор глагола к существительному)

Лесовик: Как у вас здорово получилось задавать и отвечать на вопросы. А сейчас я вас поспрашиваю.

Логопед: Тогда подойдите к доске.

Ребёнок отвечает и ставит картинку на доску с изображением животного.

Лесовик: Выслеживает,бежит, воет… ребёнок….волк

Лесовик: Крадётся, бежит, хитрит…… ребёнок …..лиса

Лесовик: Прыгает, пугается, дрожит… … ребёнок …заяц

Лесовик: скачет, перепрыгивает, прячется в дупл…. ребёнок …белка.

12.« Пересчитай животных » 1,2,3,4.5.(согласование числительных с существительным

Ребёнок -Один Волк, два волка, три волка четыре волка, пять волков.

Ребёнок: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Ребёнок:одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис

Ребёнок: одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

13 «.Выдели звук в слове»

Логопед: Лесовичок,а у вас есть школа в лесу?

Лесовичок: Да! Я скоро пойду в неё учиться.

Логопед: Мы тоже готовимся к школе. Уже умеем различать звуки в слове.

Вспомним.Какие гласные звуки вы знаете. Дети отвечают: А,о, у, и,э, ы.

Посмотри на доску. Логопед: Это кто? Ребёнок - волк.

Логопед: Какой гласный звук в слове: волк.

Ребёнок: В слове волк один гласный звук о

Логопед: Это кто? Ребёнок - лиса.

Логопед: Какие гласные звуки в слове: лиса.

Ребёнок: В слове лиса два гласный звука и, а.

Логопед: Это кто? Ребёнок - мишка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: мишка.

Ребёнок: В слове мишка два гласных звука: и, а

Логопед: Это кто? Ребёнок - зайка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: зайка.

Ребёнок: В слове зайка два гласных звука а, а.

14.Компьютерная игра «Собери из букв слово »

Лесовик: Ребята, давайте узнаем,как занимаются в лесной школе. В школе есть учитель крокодил,зовут его Кроко. Он умный и добрый.

Разделимся на две команды.

Логопед: Соберите из букв, слово лисичка. А Лесовичок посмотрит, чья команда справится быстрее?

Ребёнок нажимает на правильную букву. Молодцы! Мы поиграли со словом лисичка.

15. «Составь предложение со словом» : л исичка, заяц, волк, белка, медведь.

Логопед: Лесовичок, мы умеем придумывать свои предложение со словом лисичка.

Дети: Лисичка догоняет зайца. Зайка прячется от лисы. Белка на ветке

грызёт орешки. Волк выслеживает добычу.

Логопед: Какое предложение вам больше всего понравилось?

16.Релаксация под музыку. « Волшебный сон»

Логопед: Мы пройдём на волшебную полянку. Ложитесь, закройте глаза и

слушайте музыку. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и расслабляются под музыку.

Логопед: Представьте,вы лежите на теплом песке. Вам хорошо и приятно.

Дыхание ровное, спокойное.Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики

согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и

нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете

себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям.

Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка

была чудесной. Сели. Потянулись. Встали.16.Итог. Где вы, побывали? Что вам понравилось? Молодцы! Вы хорошо занимались. Вам лесовичок оставил под ёлочкой подарочки.

You have no rights to post comments

Конспект занятия на этапе развития и закрепления навыков свободной речи с обучающимися второго класса.

Тема «Произнесение коротких фраз, выразительность речи».

Оборудование:

  1. Орфографические словарики.
  2. Индивидуальные карточки со стихотворением О. Дриз «Добрые слова».
  3. Индивидуальные карточки с текстом рассказа Н. Носова «Незнайка и

старичок».

  1. Серия сюжетных картин «В автобусе».

Цели:

  1. Закрепление навыков правильного речевого дыхания.
  2. Снятие напряжённости мышц органов артикуляции.
  3. Воспитание навыков плавной, слитной речи.
  4. Закрепление умения делать паузы после коротких предложений.
  5. Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.
  6. Отработка умений и навыков точно, чётко, правильно усваивать и

передавать информацию.

  1. Тренировка в диалогической речи.
  2. Формирование активной позиции в коллективе и активной роли в

процессе общения.

  1. Воспитание внимания, переключаемости, вежливости.

Ход занятия.

  1. 1. Релаксация «Волшебный сон».
  2. 2. Упражнение на тренировку голоса и дыхания «Часы».

Дети следят за рукой логопеда и чётко произносят: «Тик-так». Рука внизу - голос тихий, рука поднимается - голос становится громче.

  1. 3. Повторение изученных правил речи:
  • Дети коллективно произносят выученный стишок о правилах речи:

Мы спокойны всегда!

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.

  • Повторение и закрепление изученных правил речи:

Сначала подумай, что ты хочешь сказать.

Сделай лёгкий вдох через улыбку.

Сразу начинай говорить.

В каждом слове выделяй ударный гласный звук.

Короткие предложения говори на одном выдохе и делай паузу.

  1. 4. Общение короткими фразами.

Логопед.- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить правила поведения. То, как же следует себя вести в общественных местах и что полагается говорить в разных ситуациях.

  • А сейчас послушайте стихотворение «Добрые слова»:

Добрые слова не лень

Повторять мне

Трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» я кричу.

«Добрый день!» кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Скажите, какие добрые слова вам ещё известны? (Дети перечисляют слова приветствия и прощания: здравствуйте, рад Вас видеть! До свидания, до встречи, спокойной ночи, доброй ночи; слова благодарности и похвалы: спасибо, благодарю, молодец, очень приятно; слова, которыми сопровождаются просьбы и обращения: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит).

А сейчас прочитайте стишок вслух, соблюдая правила речи. (Дети читают стихотворение по очереди).

Прочитайте слова - приветствия. («С добрым утром!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»).

С какой интонацией они произносятся? (С восклицательной).

А с какой ещё интонацией мы можем произносить слова и фразы? (С утвердительной и с вопросительной).

Давайте поупражняемся в произнесении коротких фраз с разной интонацией.

Солнце светит ярко (.!?) Я выучил домашнее задание (.!?) В лесу много грибов и ягод (.!?)

Ты поздравил бабушку с праздником (.!?) В саду расцвела сирень(.!?) Наташа помогла маме вымыть посуду (.!?)

  • Логопед. - Поработаем с орфографическим словарём. Откройте словарь на букву М. Прочитайте седьмое слово (магазин). - Составьте с ним предложение.

Откройте словарь на букву А. прочитайте первое слово (абажур). Составьте с ним

предложение.

Откройте словарь на странице 212. Прочитайте двадцатое слово снизу (купить).

Составьте с ним предложение.

Откройте словарь на букву Б. Прочитайте слово семнадцатое снизу (бабушка).

Составьте с ним предложение.

Составьте предложение из всех четырёх слов.

  • Беседа по серии сюжетных картин «В автобусе». Детям предлагается отвечать на вопросы полными ответами.

Логопед. - Кого вы видите на картине? (На картине мы видим двух девочек).

Как зовут девочек? (Дети называют девочек).

Где происходит действие? (Действие происходит в автобусе).

Кто вошёл в автобус? (В автобус вошла старушка).

Что она сделала? (Она встала рядом с девочками.).

Что сделала Катя, когда увидела старушку? (Катя уступила место бабушке).

Что при этом сказала Катя? (Катя сказала: «Садитесь, пожалуйста».

Как поступила Катя? (Катя поступила вежливо, уважительно).

Какой её можно назвать? (Катю можно назвать воспитанной, примерной).

  • Физкультминутка (движение с речевым сопровождением).

Шёл по берегу петух.

Поскользнулся, в речку - бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть!

  • Чтение рассказа Н. Носова про Незнайку.

Сначала рассказ читает логопед, а дети следят по индивидуальным карточкам.

Незнайка и старичок.

Незнайка брёл куда глаза глядят. Вдруг он увидел, что какой-то старичок отбивается зонтиком от собаки. Незнайка бросился на помощь, оттащил собаку, усадил старика на скамейку и сказал: «Отдохните, пожалуйста!»

Тут произошло чудо! Старичок превратился в волшебника и, протягивая Незнайке волшебную палочку, промолвил: Вот ты и совершил три хороших поступка: спас меня от собаки, предложил отдохнуть и сказал «Пожалуйста».

После этого дети читают рассказ по цепочке.

Затем читают по ролям.

Логопед. - Какой первый хороший поступок совершил Незнайка? (Незнайка спас старичка

от собаки).

Какой второй? (Незнайка предложил старичку отдохнуть).

Какой третий? (Незнайка сказал старичку «Пожалуйста».

А какие добрые поступки совершаете вы? (Дети рассказывают о том, как они

помогают взрослым в доме, во дворе, в огороде. О том, как заботятся о младших

братишках и сестрёнках. Как выручают своих товарищей. Как заботятся о

животных и помогают зимой птицам).

Какие добрые слова вы говорите? (Дети перечисляют слова приветствия и

прощания, слова благодарности и похвалы, слова, которыми сопровождаются

просьбы и обращения).

  • Игра «Угадай предмет».

Один ученик задумывает вещь из комнаты или на улице. Дети задают вопросы:

Эта вещь есть в нашей комнате? -Какой она величины? -Какой формы? -Из чего эта вещь сделана? -Как она служит людям?

5. Итог занятия.

Логопед отмечает успехи каждого ребёнка. Кто-то говорил плавно, соблюдал паузы. Кто-то быстро всё запомнил, был очень активным. Кто-то говорил лучше, чем на прошлом занятии и т. д.



Copyright © 2024 Спортивный тренинг.